Алексей Бородин открывает сотый сезон РАМТа. Фото агентства «Москва»
Наперекор всему театральный сезон в Москве начался. Заметно раньше, чем обычно, но ведь и закрылись столичные театры в этом особом году не в июне-июле, а в марте. 2 августа во внутреннем дворике РАМТа сыграли спектакль Олега Долина «Зобеида» по сказке Гоцци. Молодежному театру в открывшемся сезоне стукнет 100 лет. А зданию, в котором он живет с 1936 года, – 200.
«Надо возвращаться к жизни. Переход резкий, но мы должны его совершить, потому что у нас нет других вариантов», – так начал свою приветственную речь на сборе труппы РАМТа худрук театра, режиссер Алексей Бородин. 1 августа актеры и другие сотрудники Молодежного впервые встретились после вынужденного четырехмесячного простоя. Они заняли немаленький партер целиком (труппа РАМТа – одна из самых больших в Москве) – а играть им вскоре предстоит перед полупустым залом. «Сколько бы ни было у нас зрителей, играйте на всю катушку!» – призвал Бородин. И он, и директор театра Софья Апфельбаум подтвердили, что рассаживать людей в зале теперь будут в шахматном порядке, что в каждом случае существенно уменьшит аудиторию спектакля. Гримировать актеров перед их выходом на сцену будут теперь по графику, ведь по правилам, разработанным Роспотребнадзором, в небольшом помещении одновременно могут находиться всего несколько человек. Вообще гримерным цехам выставлены самые жесткие условия, которые ко всему прочему вводят театры в новые, неожиданные расходы – нужно закупать одноразовые индивидуальные комплекты грима для каждого актера, задействованного в спектакле (а спектакли бывают весьма многонаселенными). Ну и, конечно, уже приобретены в огромном количестве маски, санитайзеры и рециркуляторы воздуха для репетиционных и прочих внутренних помещений театра.
И все-таки не новшества, привнесенные эпидемией, стали основной темой «докладов» руководителей РАМТа. Говорили о планах на новый сезон. Конечно, их сильно скорректировал многомесячный провал в работе. И еще непонятно, когда представится возможность выпускать спектакли «малых форм» (пока собирать зрителей в маленьких залах не рекомендовано). «Мы будем готовить камерные спектакли и доводить их до прогонов. Если не сможем играть их на публику, будем замораживать спектакли до лучших времен», – объяснил главный режиссер РАМТа Егор Перегудов. На своих малых сценических площадках рамтовцы собираются выпустить еще два спектакля из цикла постановок по пушкинским «Повестям Белкина»: «Выстрел» (режиссер Егор Равинский) и «Барышню-крестьянку» (режиссер Кирилл Вытоптов), а также «Лысую певицу» Ионеско в постановке Екатерины Половцевой и «Цветы запоздалые» по одноименной повести Чехова (режиссер Олег Долин).
Ну а первая премьера в новом сезоне состоится на большой сцене театра уже 11 сентября – это будет спектакль Юрия Бутусова «Сын» по пьесе современного французского драматурга Флориана Зеллера. Алексей Бородин (чье 80-летие театр отметит в следующем году) с началом сезона продолжит репетиции «Горя от ума» (интересно, как сыграет Фамусова 43-летний Илья Исаев), также в ближайших планах Алексея Владимировича – постановка по роману Алексея Варламова «Душа моя Павел». Если все пойдет по плану, в конце юбилейного сезона Бородин начнет работу над спектаклем по новой пьесе старого друга РАМТа Тома Стоппарда.
Параллельно с этим в театре планируют выпустить несколько специальных спектаклей в рамках празднования 100-летия РАМТа. Например, «Блоху» по пьесе Евгения Замятина (на материале знаменитого сказа Лескова «Левша»), поставленную в 1925 году во «МХАТе втором» – театре, которым руководил Михаил Чехов. Театр занимал именно то здание, в котором сейчас располагается РАМТ. Вторым «поклоном» рамтовцев истории своего театра должен стать спектакль «В добрый час!» по пьесе Виктора Розова. Этот драматург получил свой шанс именно в Центральном детском театре (так назывался до 1992 года РАМТ) в 1950-е, когда тут расцветали таланты Анатолия Эфроса и Олега Ефремова. В течение юбилейного сезона в фойе РАМТа будет работать мультимедийная выставка, посвященная истории театра и его здания. На 5 мая 2021 года запланирована уникальная акция, приуроченная к 85-летию первого исполнения симфонической сюиты Сергея Прокофьева «Петя и волк». Это произведение было заказано композитору Наталией Сац – именно она организовала в 1921 году Московский театр для детей. В 1936-м он стал именоваться «Центральный детский театр» и получил помещение расформированного «МХАТа второго». Так что впервые «Петя и волк» был исполнен тут, на Театральной площади.
По работе в РАМТе все соскучились, включая костюмеров, декораторов и рабочих сцены. В ходе сбора труппы прошла традиционная мини-церемония вручения премий «Бойцам невидимого фронта» – актеры наградили шуточными призами работников разных цехов («За бархатные ручки, нежный начес, горячие плойки и прохладные спонжи» – лишь одна из прозвучавших формулировок). Алексей Бородин, натянув одноразовые нитриловые перчатки, вручал букеты тем, чьи дни рожденья и юбилеи пришлись на месяцы изоляции. Особые поздравления припасли для сотрудников, сочетавшихся браком в период с марта по август, а также для родителей народившихся в это тревожное время младенцев. Так что в РАМТе жизнь продолжается не только в высоком смысле этого выражения, но и в самом прямом.
комментарии(0)