0
3603
Газета Культура Интернет-версия

06.08.2020 18:46:00

Музыкальная вакцина Юрия Башмета

В подмосковном Клину проходит VI Фестиваль искусств имени Чайковского

Тэги: музыка, башмет, фестиваль, клин, Фестиваль искусств имени Чайковского


музыка, башмет, фестиваль, клин, Фестиваль искусств имени Чайковского Публика соскучилась по живым концертам. Фото © Музей-заповедник П.И. Чайковского

В Клину, где прожил последние годы «наше все» Петр Ильич Чайковский, продолжается ежегодный фестиваль искусств его имени в формате open air. В этот раз он проходит сразу на нескольких сценах: на большой поляне музея-заповедника, где установили концертную площадку на 600 зрительских мест (больше не позволила эпидемиологическая обстановка), а также на единственной в Подмосковье сцене на воде в парке «Сестрорецкий». Билеты были проданы за пару дней, и это неудивительно: фестиваль – целая серия живых концертов, по которым так соскучились и публика, и музыканты. К тому же можно посетить уникальный дом-музей великого композитора, созданный его братом Модестом Ильичом, сохранивший свой первоначальный облик (и большую часть предметов и мебели) до наших дней.

В программе форума на свежем воздухе объединились разные направления искусств, близкие самому Чайковскому: музыка, драматический театр, балет. В этом году художественным руководителем фестиваля стал Юрий Башмет. Маэстро пригласил артистов, которые сотрудничают с ним уже не первый год, – это Евгений Миронов, Елизавета Боярская, Игорь Бутман, Денис Мацуев, Владимир Федосеев, Николай Цискаридзе и др. Кроме того, в рамках фестиваля действует Международная музыкальная академия, Школа молодых журналистов, пишущих о культуре, и впервые – Международная научная конференция, посвященная 180-летию Чайковского.

Фестиваль открылся концертом-приношением врачам и волонтерам, бесстрашным образом проявивших себя во время пандемии. В присутствии героев Юрий Башмет и его коллектив «Солисты Москвы» исполнили несколько сочинений, в том числе знаменитую песенку Happy Birthday в разных жанрах, обыграв таким образом сегодняшнее послекарантинное рождение культуры. А вечером того же дня состоялся уже полноценный старт фестиваля с публикой. Предполагалось, что любителей классической музыки будет ожидать суровый «кордон» в виде измерения температуры на входе и шахматной рассадке наподобие той, что уже применяется на фестивалях в Европе, в том числе и на опен-эйрах. Однако ничего такого не было: зрители (почти все без масок) сидели практически вплотную друг другу (впрочем, многие старались отодвигать стулья подальше). Что касается музыкантов, то кардинальных изменений в их расположении на сцене также не наблюдалось: хотя все же ни у кого не было сомнений, что нормы и предписания Роспотребнадзора были соблюдены.

Первый концерт фестиваля решили посвятить Чайковскому и Чехову – их дружбе, о которой знают разве что исследователи творчества двух гениев. В спектакле «Ч+Ч» маэстро Башмет, «Солисты Москвы», а также актер Сергей Гармаш и артисты Мелиховского театра «Чеховская студия» постарались перенести публику в эпоху, в которой творили писатель и композитор. Сергей Гармаш зачитывал их переписку, в которой можно было узнать много интересных подробностей – скажем, о том, что Чайковский обсуждал с Чеховым замысел так и не написанной оперы «Бэла» по Лермонтову. «Солисты Москвы» подхватывали монолог исполнением произведений Чайковского, среди которых звучали, например, «Серенада для струнного оркестра» или оркестровое переложение секстета «Воспоминание о Флоренции». Менее органично в этом театрализованном представлении выглядели, как ни странно, артисты «Чеховской студии», которые сначала показали весьма странный пластический танец, а затем разыграли сцены из рассказов «Дядя Ваня» и «На чужбине», порядком утомив уже начинавшую замерзать публику (а в середине одной сценки и вовсе пошел дождь). Тем не менее можно сказать, что погружение в XIX век состоялось удачно, а живой звук (пусть и в подзвученном виде) и проникновенные строки из писем вернули музыкально-театральную атмосферу, уступившую еще недавно онлайн.

Фестиваль искусств имени Чайковского завершится 9 августа: ожидается выступление Юрия Башмета и Дениса Мацуева, успевшего после карантина одним из первых выступить и в Москве, и даже в Германии. А в дальнейших планах у новоиспеченного худрука фестиваля – расширить его географию: устроить концерты в Воткинске, на родине Чайковского, и во Флоренции, где он какое-то время жил, но центром фестиваля, конечно же, оставить Клин. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
253
Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
219
Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Марина Гайкович

Дирижер и советник президента Сербии выступил на фестивале «Рахлинские сезоны»

0
296
Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Марина Гайкович

"Фауста" Гуно поставили в Академическом театре оперы и балета Республики Коми

0
720

Другие новости