Новая артистическая традиция. Фото пресс-службы МГАФ
«Около служебного входа спекулянт предложил мне билет. Жизнь налаживается!» – сказал Денис Мацуев, обратившись к зрителям после концерта. Да, налаживается – после пяти месяцев заморозки – под девизом «Возвращение живого звука».
Живой звук возвращается вместе с новыми условиями: концерты короткие, в одном отделении, слушатели сидят преимущественно по одному, а между ними – ангелы акустики, как сообщается на специальных табличках. Изобретение это гениальное, поскольку не вызывает желания пренебречь правилами безопасности и сесть рядом, как это происходит на футбольных матчах, – разве можно спугнуть ангела?
Даже общение между музыкантами – и то по-новому. Руки пожимать сейчас опасно, поэтому во всем мире внедряют новый жест – соприкосновение локтями.
Филармония выпускает на сцену Российский национальный молодежный симфонический оркестр – свой флагманский проект, созданный при поддержке президентского гранта. Программу для открытия выбрали незатейливую, хитовую: Третий концерт Рахманинова предваряла увертюра Чайковского «Ромео и Джульетта». Но – как любопытно бывает! – последний филармонический концерт, который посетила автор этих строк в том же зале до пандемии, был с тем же оркестром, тем же дирижером (Валентин Урюпин), тем же ведущим (Ярослав Тимофеев), тем же композитором и даже одной и той же темой: и в Шестой симфонии, которая исполнялась в конце февраля, и в «Ромео и Джульетте» Чайковский использует православный канон «Со святыми упокой». Словно и не было пяти месяцев молчания!
«Давненько на моих концертах не было ползала», – шутит Мацуев. «Но после 20 марта не было вообще никого!» – добавляет он. И в этом смысле 7 августа у музыкального сообщества, конечно, был праздник. Не зря ползала от ползала – профессионалы: артисты, продюсеры, журналисты. Даже министр. Отметить возобновление большой концертной жизни в Москве (камерные вечера в небольших залах или соборах уже идут) пришла и министр культуры Ольга Любимова, что лишь подчеркивает знаковое событие.
Настроение, безусловно, приподнятое, но все же настороженно думаешь: а что дальше? Пресловутое «жизнь никогда не будет прежней» упрямо лезет в голову. Сколько времени понадобится, чтобы ангелы акустики освободили места для слушателей, чтобы те сняли маски, чтобы состав оркестра был полноценным, а не сокращенным (сейчас все сидят на расстоянии, у каждого свой индивидуальный пульт, духовики отделены пластиковыми панелями – и так далее по рекомендациям Роспотребнадзора). А что если вторая волна? Выдержит ли ее отрасль? Ответов на эти вопросы, увы, сегодня не даст никто.
В любом случае весь август в Московской филармонии пройдет под знаком возвращения к живому звуку. Прилетел на один вечер коллектив Мариинского театра с «Сельской честью» Масканьи, впереди – музыка Баха, Шуберта, Шумана, Брамса, Франка и других композиторов в исполнении российских музыкантов, не меньше слушателей соскучившихся по живому залу и живому звуку.
комментарии(0)