Страницу его в Википедии в течение воскресенья переписывали несколько раз – новость о смерти то получала подтверждения, то нет. Губенко умер накануне дня рождения, 17 августа ему исполнилось бы 79 лет.
Он прожил жизнь трудную, но вряд ли жалел о каких-то упущенных возможностях, поскольку все, что делал и все, чего не делал, соответствовало его представлениям о правде и неправде, об искусстве, каким оно может и должно быть, и так далее. В списке его киноролей последняя запись датирована 88-м годом. Конечно, популярному актеру предлагали сниматься и не раз, но предлагаемое – бандиты, олигархи, наркобароны и цыганские бароны одинаково были ему неинтересны, а сниматься ради продолжения списка ролей, сыгранных в кино, ему было неинтересно. Планка была задана высокая – он дебютировал в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева, а Хуциев, кстати, тоже был из тех, кто не разменивался по мелочам и снимал свои фильмы раз в десять, а то и в двадцать и более лет.
Губенко, который сперва окончил актерский, а потом режиссерский факультет ВГИКа, был человеком принципов и в известной мере мог бы тоже написать свою статью на тему «не могу поступаться своими принципами». Однажды вступив в КПСС, не считал нужным потом перебегать в какие-то другие партии. Верил в светлые идеалы коммунизма, хотя сегодня даже эти слова вызовут наверняка улыбку. Снял один из лучших фильмов о войне – «Подранки», который почитают таковым все, кто его видел, хоть фильмов о войне даже в СССР сняты были десятки, много хороших. В фильме «И жизнь, и слезы, и любовь», рассказывающем о жизни дома престарелых, позволил свои последние слова – последние роли – сыграть многим великим актерам уходящей в прошлое Атлантиды советского театра и кино.
Можно найти истоки его порядочности, несгибаемости, честности в детстве – безотцовском, военном, – он родился в оккупированной фашистами Одессе, рос сиротой в детском доме и своей жизнью продемонстрировал прекрасную легенду об СССР, где любому были открыты все дороги. Он своей жизнью доказал, что это не только легенда. Женился на однокурснице Жанне Болотовой и с ней прожил всю жизнь, она разделила и его триумфы, и затворничество, и в больницу, для него последнюю, их госпитализировали вместе.
Любимовская Таганка родилась из курса в Щукинском училище, но, увидев Губенко в дипломном вгиковском спектакле «Карьера Артуро Уи», Любимов пригласил его в труппу вместе со своими щукинцами, приметив общий вкус к брехтовскому слову. Когда Любимов остался на Западе, именно Губенко начал борьбу за его возвращение в СССР, а главное – в созданный им театр. В Москву Юрий Петрович прилетел тогда по частному приглашению Губенко. Когда Николай Николаевич посчитал, что Любимов может разрушить им же созданный театр, он в своей поддержке отказал, когда театр разделился, Губенко согласился возглавить другую половину и оказался худруком «Содружества актеров Таганки». С ним остались многие главные имена великого театра – Зоя Славина, Наталья Сайко… Кстати, другие «первачи» Таганки, те, кто не пошли с Губенко, не остались и с Любимовым.
Губенко стал последним министром культуры СССР, до начала 1992 года, напоследок сделав царский подарок театральной общественности – передал министерское здание на Арбате Центральному Дому актера, сгоревшему в 91-м.
Став депутатом Государственной думы, а потом – главой комитета по культуре, он страстно выступал против возвращения в бывшие страны гитлеровской коалиции перемещенных культурных ценностей, которые в 90-е Ельцин был готов раздавать и возвращать, как говорится, направо и налево. В том, что музейный фонд России удалось сохранить, – несомненная заслуга Николая Губенко. В этом, как и во многих других вопросах, он был бескомпромиссным.
Наверное, ему жилось нелегко, но в чем-то и проще, раз он жил в согласии с собою.
комментарии(0)