0
2843
Газета Культура Интернет-версия

19.08.2020 19:15:00

В Новой Третьяковке отмечают 100-летие Татарстана

Из Казани – с авангардом

Тэги: новая третьяковка, выставка, шедевры, татарстан, столетие


новая третьяковка, выставка, шедевры, татарстан, столетие «Провинциальная франтиха» Михаила Ларионова (1907). Фото агентства «Москва»

«Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан» – это вояж в Москву 42 картин эпохи Серебряного века и авангарда, не только отмечающий юбилей республики, но и продолжающий выставочные обмены между Третьяковской галереей и Государственным музеем изобразительных искусств Татарстана (ГМИИ РТ). Директор ГТГ Зельфира Трегулова сказала, что в планах еще две совместные выставки, но подробнее о них можно будет говорить ближе к концу этого года. Нынешний проект, представляющий, по словам куратора Надежды Мусянковой, лучшую часть собрания авангарда ГМИИ РТ, предваряет открывшуюся после ремонта кровли постоянную экспозицию авангарда в Новой Третьяковке.

В коллекции авангарда ГМИИ РТ больше 80 произведений, это вместе с живописью, графикой и скульптурой. Ее ядро сформировалось в 1920–1930-е годы – сперва благодаря передаче произведений современных художников через Отдел ИЗО Наркомпроса, потом – за счет перераспределения Музейным фондом работ из столичных музеев, в том числе из Русского музея и Третьяковской галереи. А в 1960–1980-х музей стал покупать вещи этого периода.

Принцип экспонирования сейчас вроде бы самый простой, по хронологии – от символизма, через эхо импрессионизма в отечественном искусстве – к авангарду, с преимущественно очень хорошим составом работ. Виктор Борисов-Мусатов, Александр Головин, Николай Сапунов, Николай Милиоти, Мартирос Сарьян, Наталия Гончарова, Роберт Фальк, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Василий Рождественский, Адольф Мильман, Александр Родченко (с кубофутуристической «Девушкой с цветком»)... Зато живопись размещена так, что возникают любопытные рифмы, а иногда – контрасты.

Когда, пытаясь уловить веяния импрессионизма, рядом оказываются Николай Мещерин, а главное, будущие авангардисты Давид Бурлюк и Михаил Ларионов, последний явно затмевает остальных. Ладно еще Мещерин, он – автор техничный, но обратной стороной этого оказывается творческая рутинность. А вот Бурлюк бок о бок с Ларионовым остается совсем в тени: его «Пейзаж с домом» против ларионовского «Сада весной», не просто испещренного «плетением» цветных мазков, но мазков словно переливающихся, «дышащих», – воспринимается как школярское упражнение.

Или вот рядом Петр Кончаловский и Александр Куприн с излюбленными среди «бубновых валетов» натюрмортами. Кончаловский и в 1918-м – узнаваемый сезаннист, с пастозной живописью, с тяготеющим к геометрии обобщением форм. Работа Куприна в этом случае кажется сложнее, поскольку в 1910 году он, похоже, пытался понять, как из наследия Сезанна (вот по-сезанновски плотная, «окаменевшая» скатерть на по-сезанновски же «распластанной» под углом, почти опрокинутой на нас столешнице) формировался кубизм. И этот натюрморт словно замер в той точке, после которой можно начать гранить форму, чтобы на картине проанализировать и объем, и разные ракурсы.

В целом «простая гамма» хронологии показывает, как менялось видение формы. И иногда – как оно менялось не только «магистрально», но и исподволь подводя живопись к новой оптике. В том числе и поэтому «Бухарский мальчик» одного из главных символистов, голуборозовца Павла Кузнецова, «переехал» сейчас из зала символизма к авангарду. Этот мальчик выведен не в общеизвестной для Кузнецова «дымчатой» палитре, нежной и отчасти «сонной», а написан желто-сине-зелеными контрастными плоскостями. Но самые радикальные тут новаторы, конечно, Василий Кандинский с абстрактной «Импровизацией № 34» 1913 года и Михаил Ларионов с неопримитивистской смелостью «Провинциальной франтихи» 1907-го (этюда к «Прогулке в провинциальном городе» из собрания Третьяковки). Эти двое и выделены особо, специальной выгородкой в центре зала.

В смысле соседства с Кандинским в кубистическом пейзаже Бориса Такке (1889–1951), самого молодого участника выставки «Бубновый валет» 1910-го, начинаешь вдруг видеть подспудную интенцию к абстрагированию даже от геометрии. К тому, как некоторые элементы тут – эти ветки дерева и то, как написана земля, – могли бы, возможно, превратиться в абстракцию. Это, конечно, субъективно, но соседство с Кандинским заставляет иначе посмотреть на холст Бориса Такке. Позже, рассказывает куратор, он работал в книжной графике, как плакатист в рекламе – и стал известен преимущественно этим. После того как произошло убийство Кирова, Такке сказал жене: «Сейчас начнется». Свои ранние живописные работы он сжег. А этот пейзаж был передан в Казань еще в 1920 году и чудом уцелел.

Поэтому сегодня имя Такке – не самое очевидное в ряду экспонируемых художников. Другое такое – Магда Нахман, жившая ровно в те же годы, что и Такке (1889–1951). Она представлена эдакой неоклассицистической работой 1916-го «Крестьянка (Авдотья)», словно это венециановская тема, пересказанная Петровым-Водкиным. Петров-Водкин был среди учителей Нахман в Школе Елизаветы Званцевой, но, по словам Надежды Мусянковой, «сама она считала себя больше ученицей Бакста». Куратор говорит, что в РФ работ Нахман практически не сохранилось: есть еще где-то ее прижизненный портрет Марины Цветаевой, написанный в Крыму. Нахман вышла замуж за индийского революционера, приезжавшего на один из конгрессов Коминтерна, но быстро разочаровавшегося в методах советской власти. Сначала супруги уехали в Германию, после прихода к власти нацистов – в Швейцарию, а потом вернулись в Бомбей. «Очевидно, – комментирует Надежда Мусянкова, – что много ее работ находятся в частных собраниях Индии. Но нам они неизвестны». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1525
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1478
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12447
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8740

Другие новости