Эта работа Ивана Новикова называется «О двух концах» (2018). Фрагмент инсталляции ММСИ. Фото с сайта www.mmoma.ru |
Молодой московский художник Иван Новиков заявил о себе в 2010-х. С одной стороны, он – выпускник Суриковки по специальности «Станковая живопись», с другой – Института современного искусства «База», где возглавляет кафедру живописи. Участник разных биеннале, номинант разных премий, куратор и теоретик искусства, член редакционного совета «Художественного журнала». Анна Арутюнян и Андрей Егоров, курирующие нынешнюю выставку, – из тех неординарных кураторов, чьи выставки по-хорошему непредсказуемы. Они не ходят проторенными тропами, не загоняют художника в рамки своих представлений, выстраивают проекты так, что части целого всегда вступают друг с другом в диалог, при этом не теряется ни целое, ни части.
Название «Против зерна» адресует к книге американского антрополога и социолога Джеймса Скотта «Против зерна. Глубинная история древнейших государств», где, как пишут кураторы, он исследует «опыт низового сопротивления государственному угнетению, прежде всего в горных частях Юго-Восточной Азии». Еще «Против зерна» – это сделанный к выставке полиптих из пяти живописных абстракций, который появится ближе к финалу. В восьми экспозиционных главах речь идет о колониализме и постколониализме, европоцентризме, противостоянии держав, войне и диктатуре, политике-культуре-природе, противоречивом понятии цивилизации.
По словам кураторов, в центре внимания Новикова – «границы, напряжение и взаимообмен между природой и культурой, между органическими системами и цивилизационным воздействием человека на них». Здесь сплетены разные нарративы: политика, ботаника, культура (традиционная или массовая, такая, какую представляют себе туристы) и биография художника (его мама была командирована во Вьетнам для ликвидации последствий распыления ядохимикатов американской армией). На выставке будет, в частности, биографический раздел «Искренне ваш», но, иронизируя над избитой формулировкой и проверяя бдительность зрителя, Новиков как раз там смешивает реальные факты с выдуманными, основанными, как сам он комментирует, на клише.
При этом зрителю постоянно предлагают менять ракурс, и если взять шире, эта выставка о том, какие способы рефлексии может предложить сегодня искусство. Тут объединены инсталляции, архивы, снятое Новиковым в Гонконге видео («Чемоданы без действия») – и абстракция.
В одном из не связанных с новой выставкой интервью Иван Новиков утверждал, что даже «когда художник говорит, ой, я работаю просто с формой, он все равно пытается, случайно или нет, обращаться к политической ситуации». Это видно в теперешней экспозиции. К примеру, «Дананг, я буду под дождем» – объект, давший название одной из частей выставки. Это один из крупнейших городов Вьетнама, ныне – курорт и город небоскребов, но город, помнящий вьетнамскую войну. Новиков делает Дананг в технике вьетнамской поливной керамики, так что объект символически объединяет традиционное ремесло, форму большой ступы для измельчения риса и урбанизм современности. Напротив висит тот самый полиптих «Против зерна» – пять огромных холстов разных цветов. Здесь художник вспоминает серию «Путь империи», написанную еще в 1830-х американским пейзажистом Томасом Коулом, – романтическую аллегорию о противоборстве природы и прогресса, где первобытное состояние и идиллический пейзаж подавлены приходом империи и имперской архитектуры. Однако после краха этой цивилизации пейзаж с руинами вновь возвращается во власть природы. Об этой гиперссылке, которая заложена в «Против зерна» и в самом общем виде отражена в колорите холстов, конечно, без комментария кураторов или художника не догадаться, но эти комментарии – один из неотъемлемых слоев всего выставочного полотна.
В опубликованной в 2015-м в «Художественном журнале» статье «Живопись как объект природы» Новиков отмечал: «Природа кончилась». Реакцией на это заявление становится стремление найти человеческое в том, что «осталось» от природы, – или же смотреть «из природы», с ее «точки зрения». Как следствие, живопись начинает осознаваться многими художниками как субъект природы, а живописное производство – как часть процессов биоценоза. В digital-эпоху новых медиа художник видит абстракцию критическим зеркалом отношения к истории, вообще к реальности (настоящей и сконструированной). Абстракция может быть камертоном к страшным документальным снимкам Большой истории, а может появляться эдаким орнаментом на водорослях нори, которые стали одним из главных символов в поверхностных представлениях о кухне и культуре огромного региона.
Выбирая живопись в эту самую digital-эпоху, Новиков настаивает на материальной и смысловой многослойности холста. Картины у него опять-таки и сами становятся подобием гиперссылок. Когда отсылки к природе, культуре, политике проступают одна сквозь другую, как смытые несколькими потоками дождевой воды слои живописи. Технология неслучайная: художник объясняет ее тем, что как раз живопись восточного типа (сделанную тушью на свитках) смывали водой.
комментарии(0)