Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Форум продлится до февраля и включает в себя мировые премьеры новых сочинений композитора в самых разных жанрах, а также исполнение другой его музыки – широко известной или малознакомой, но, так или иначе, ранее уже звучавшей. «Виновник торжества» назвал свое детище игриво – «Серьезно и легко»: в этой емкой формуле заключена «двуглавость» творческой судьбы Александра Борисовича – с одной стороны, классика-первопроходца легких жанров, с другой – академиста старой классической советской закваски.
Это уже пятый фестиваль, который Журбин устраивает по случаю своих юбилеев – и самый масштабный и продолжительный. Интересного в программе много, разнообразие – чрезвычайное. Например, впервые публика услышит две новые оперы маэстро – «Анна К.», сюжетно являющуюся аллюзией на знаменитый роман Толстого и фантазией на тему судеб его героев, и «Счастливый день» - своеобразную попытку реанимировать жанр комической оперы: первая будет исполнена силами Госкапеллы Валерия Полянского, вторая – артистов Тульской филармонии. Конечно же, не обойдется без новых мюзиклов – премьерой «Куртизанки» порадует Театр оперетты, а «Диббуком» - Школа современной пьесы. Киномузыка? – разумеется: какой Журбин без кино! Кинокомедия «Любовь и монстры» увидит свет в январе в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате.
Опера «Мелкий бес» (Камерная сцена им. Покровского Большого театра) и мюзиклы «Лиромания» (Театр Луны) и «Недоросль» (Музтеатр Геннадия Чихачева) – это то, что московская публика уже полюбила, ибо каждое из этих сочинений идет на сценах театров уже не первый сезон – также включены в афишу фестиваля. А кроме всего перечисленного – концерты вокальные и инструментальные, песенные вечера, авторская выставка в Музее Глинки и презентация новой книги Журбина (уже девятой!) «Закулисные тайны и другие истории», и многое-многое другое.
Начали же фестиваль серьезно – в намоленных стенах БЗК полноценным симфоническим концертом. Но немножко и легко, по-журбински: первыми звуками фестиваля оказались звуки киномузыки – прозвучала увертюра из кинофильма «Тяжелый песок». Первый «серьезный» номер программы (кстати – мировая премьера) – «Дифирамб» для виолончели с оркестром, в котором под аккомпанемент оркестра Госкапеллы Полянского солировал Рустам Комачков: замысловатым акапельным высказываниям инструмента отвечал игривыми всплесками оркестр – в них явно узнавался искрящийся оптимизмом прокофьевский задор. Шаг вперед – два шага назад: пьеса «Веретено» для тех же участников (виолончель и оркестр) вновь оказалась по ведомству «легко»: динамизм и витальная экспрессия опуса захватывала и кружила нешуточно.
Чересполосицу настроений продолжило сочинение мэтра из времен далекой юности – фортепианный концерт «Санкт-Петербург» был создан полвека назад и неслучайно посвящен городу на Неве: ленинградский период – один из самых значимых и одновременно романтических в жизни Журбина, именно тогда родилось сочинение, прославившее композитора на всю страну, а, может быть, и на весь мир – первая советская рок-опера «Орфей и Эвридика». Его настроения – более чем серьезны: элегическую меланхолию сменяет яркая экспрессия с примесями трагических красок, поэтому возвращение к первому состоянию в третьей части едва ли возможно – в финале меланхолия отдает черной тоской. Сразу после исполнения маэстро не удержался от короткого комментария залу: нынешнее исполнение он назвал эталонным, сравнив с многочисленными прежними, имевшими место в разных городах и странах. Трудно с ним в этом не согласиться – прославленная пианистка Полина Осетинская наполнила партитуру глубиной и виртуозным блеском, а ансамбль с оркестром под водительством Филиппа Чижевского казался идеальным.
Кульминацией концерта-открытия стала, безусловно, мировая премьера новейшего сочинения мэтра – Шестой симфонии. Трехчастный опус назван автором «программным» (подзаголовок – «Sinfonia con programma letterale» - «симфония с литературной программой»): предваряя исполнение, Александр Борисович чуть приоткрыл в своем комментарии драматургическую сущность сочинения. История, лежащая в основе Шестой, - это своего рода «поэма антигероя»: жизнь и судьба непризнанного гения, чей талант не понят и не оценен, а сил бороться за место под солнцем нет совсем, поэтому суицидальный финал закономерен. Тем не менее, и в такой невеселой истории светлый талант Журбина не может не сказать своего веского слова: среди череды ярких музыкальных образов особенно впечатляют ориентальные мотивы второй части, когда герой еще полон надежд и жадно поглощает новые впечатления жизни, путешествуя по экзотическим уголкам мира.
И вновь маятник качнулся в противоположную сторону: на закуску оркестр исполнил жизнеутверждающий «Блестящий вальс» из мюзикла «Доктор Живаго». Приглашение к долгому и разнообразному празднику музыки состоялось.
комментарии(0)