0
3318
Газета Культура Интернет-версия

18.10.2020 18:31:00

В Московском музее современного искусства пускают в "Зазеркалье Павла Леонова"

Слава наивности

Тэги: москва, ммси, выставка, зазеркалье, павел леонов, наивное искусство


москва, ммси, выставка, зазеркалье, павел леонов, наивное искусство Для работ художника придумали деревянную «обшивку». Фото автора

С тех пор как около 30 лет назад искусствоведы и коллекционеры открыли для себя наивное – не в оценочном, а в терминологическом смысле – искусство Павла Леонова (1920–2011), его работы много экспонируют. Он ушел в 90 лет, когда в отделе личных коллекций Пушкинского музея девять лет назад шла выставка в 40 с небольшим работ из собрания искусствоведа Ксении Богемской, посвященная ее памяти. В нынешней экспозиции, которая приурочена к 100-летию художника, кураторы Людмила Андреева, Нина Лаврищева и Владимир Прохоров объединили около 120 работ из музейных и частных коллекций. «Зазеркалье Павла Леонова» – путешествие длиною во весь второй этаж главного здания Московского музея современного искусства на Петровке, 25, в особый, одновременно открытый и очень герметичный мир художника.

Деспотичный отец, от которого весьма юным Леонов сбежал, совершенно разные работы в совершенно разных географических точках, аресты и заключения, война... Хотя сам он говорил, что «всю жизнь... пришлось провести в борьбе, потому что мошенничество было и несправедливость», то, что жизнь с Леоновым обходилась сурово, на его художественном языке как будто бы не отразилось. То есть его картины, будь то воспоминания о Венгрии, куда он прибыл на фронт, будь то многочисленные изображения времен года, цирка, воображаемой Африки или его возлюбленной Зины, «изъясняются» с одной – ровной – интонацией. Леонов – рассказчик, мазок за мазком десятилетиями писавший главы какого-то одного эпоса о разных частях мироздания. В этом эпосе мир и манера повествования о нем в равной степени дистанцированы и от того, что принято называть непосредственной реальностью, и от того, что принято считать экспрессией как реакцией на потрясения.

«Зазеркалье», как называл леоновский мир его учитель по ЗНУИ (Заочному народному университету искусств) Михаил Рогинский (диалогом его и леоновских работ открывается выставка), тоже строится наподобие эпоса в восьми главах. Это «Начало», «Трудные годы», «Дорога в Меховицы» (село в Ивановской области, где в конце концов обосновался художник), «Зина-любовь», «Открытие художника» и т.д. Ранние и поздние работы часто соседствуют, и, глядя на них, думаешь, что он оставался верен выбранной дороге. Дорога, кстати, – один из лейтмотивов этих картинок, идет ли речь о военном времени, масленичных гуляньях или прогулке с женой, приехавшем в Москву (в версии Леонова – в 2004 году) помогать бедным Льве Толстом... Или – так: «В рай воров и мошенников не пускают», тоже о дороге.

Леонов, по собственным словам, картины «конструировал» (другое любимое им слово – «монтаж») и отрицал «натурализм»: рассчитывал, что из его преобразованного живописного мироустройства в жизнь можно взять что-то полезное. Его холсты часто и на композиционном уровне уподоблены эпосу – выстроены фризами, снабжены коротким комментарием, легко совмещают разные масштабы и пространственные зоны. Конкретный человек со всей его индивидуальностью в восприятии Леонова как бы не существует: это вообще люди как часть мира, люди, абсолютно лишенные портретных черт. Он создавал какой-то бесконечно распахнутый вовне и одновременно очень герметичный мир, который можно было бы сравнить, скажем, с лубками, но это сравнение шло не от принципа работы самого Леонова. «Искусствоведы придумали лубки, коврики, иконы, фрагментарность. На самом деле к Леонову это не имеет отношения: он сам такую форму придумал. Он никогда не писал, что на что-то смотрел и на что-то может сослаться», – комментирует Нина Лаврищева.

Отвечавшая за выставочную сценографию Нана Абдрашитова обшила анфилады особняка Губина досками – это абрисы изб, сколоченные и заплатанные досками, заборы как заграждения, как информационные стенды и как экспозиционные стены – и объединила это с советскими акцентами вроде казенных штор, ламп в жестяных плафонах, старых радиоприемников. Архитектура звучит с выставкой в унисон, хотя это «очищенный», опоэтизированный образ – лишь намек на до крайности не устроенный быт Леонова, известный по видеосъемкам.

Леонова вообще на выставке «раскрывают» постепенно, через разные отражения. Сначала зрителя пускают в мир его работ, в эту архитектуру – сам художник появится на видео первый раз в середине показа. Щуплый человек, несколько застенчиво, но, кажется, не без удовольствия говорящий и поющий народные песни в присутствии видеокамеры. В его словах, как и в его картинах, как и в хрупких рисунках с неброскими пейзажами, не слышно озлобленности из-за несправедливостей судьбы.

Потом вы увидите его еще раз – за работой у холста, а вскоре – на автопортрете и совсем другим, обобщенно моложавым, в накрахмаленной рубашке, с бабочкой, каким-то вообще героем, персонажем. «Трудный» коридор между музейными анфиладами отдан его текстам, рассказам о жизни (как, например, пытался в Венгрии помочь девочке с рожистым воспалением) и о работе. В системе координат его искусства (к слову, еще до всплеска популярности Леонова в России в 1984-м его имя стараниями зарубежных критиков попало во Всемирную энциклопедию наивного искусства) словно не было близкого и далекого, там могли сказочно плясать лошадь, коза и медведь, там по Африке могли скакать на зебре русские путешественники, а в африканском цирке – выступать слоны и медведи. Там в нулевые годы появляются и Ленин, и идущий на выборы нынешний президент. Наивность этого искусства – попытка понять, по-своему структурировать мир, а где его нельзя переустроить, то хотя бы зафиксировать в каком-то своем, леоновском измерении. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
254
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
914
Центнер радости. Венеры, гулянья, "драка красок" и "тихий" Кустодиев на выставке в Третьяковке

Центнер радости. Венеры, гулянья, "драка красок" и "тихий" Кустодиев на выставке в Третьяковке

Дарья Курдюкова

0
883
Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Елизавета Авдошина

На Чеховский международный театральный фестиваль прибыли труппы из 12 стран

0
872

Другие новости