Доминго и главный дирижер Большого театра Туган Сохиев. Фото Дамира Юсупова/Большой театр |
Собственно, проект «Доминго и Большой» только начинается: в отличие от Мариинского театра, где певец бывает довольно часто, его единственное выступление на главной сцене тогдашнего СССР прошло четыре с лишним десятилетия назад – в 1974 году. Во время гастролей театра Ла Скала в Москве Доминго пел партию Каварадосси в «Тоске» Пуччини. Нынешний же приезд певца положил начало сотрудничеству с Большим: в течение этого концертного сезона Доминго появится у нас как дирижер («Богема» в феврале) и певец (Родриго в опере «Дон Карлос» и Жорж Жермон в «Травиате» – апрель и май). А на март запланирован еще один международный гала-концерт. Остается скрестить пальцы, чтобы пандемия эти планы не нарушила.
В этот раз Доминго пригласил спеть вместе с ним певцов оперного олимпа и тех, кто, очевидно, наступает звездам на пятки, – победителей конкурса «Опералия» последних лет. В Москву приехали Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Петр Бечала, Притти Йенде, Юсиф Эйвазов, Михаэль Фолле (их имена в отдельном представлении не нуждаются), а вот карьера тенора Шабьера Андуаги и сопрано Кристины Нильсон сейчас на старте, и концерт в Большом наверняка в их резюме должен идти отдельной строкой. Андуага – обладатель феноменального голоса и крепкой техники: знаменитая ария Тонио из «Дочери полка» Доницетти, которую называют «арией девяти до», была спета блистательно: ни одно до не было потеряно (и даже не смазано), к тому же певец берет их полным голосом, не фальцетом. Так что кажется, ему и ре по плечу. К слову, когда-то именно за эту партию Лучано Паваротти стали называть «королем верхнего до». Правда, что касается молодого победителя «Опералии», то его виртуозность пока превосходит музыкальность: чувство текста, нюансировка пока отстают. Нильсон же (третья премия конкурса) показала себя как певица сложного репертуара: ария Елизаветы из «Тангейзера» и 15-минутный дуэт из «Летучего голландца» – вместе с королем вагнеровских партий Михаэлем Фолле (Голландец – одна из его титульных партий) – проявили и выдержку певицы, и красивый лирический тембр ее голоса. Михаэль Фолле, который совсем недавно дебютировал в роли Бориса Годунова в Цюрихской опере, для сольного выступления в Москве выбрал вердиевский репертуар: драматичную сцену смерти Родриго из «Дона Карлоса», которую он исполнил с предельной артистичностью. А русскую музыку выбрал Ильдар Абдразаков: ария князя Игоря из оперы Бородина, которой открылось второе отделение, вызвала шквал аплодисментов, после чего, кстати, реакция публики, довольно осторожная в первом отделении, пошла по нарастающей – вплоть до стоячей овации Доминго после его знаменитой «Гранады».
Надо сказать, что Доминго, хотя и перешел на баритоновый репертуар, находится в отличной форме: его страстность вкупе с мастерством, в том числе и мастерством владения голосом, дают 79-летнему певцу возможность бескомпромиссно удерживаться на сцене.
Доминго подарил нам редкую возможность услышать Петра Бечалу – корифей мировой оперной сцены в Москве гость нечастый, не был лет десять. А Притти Йенде, которой как раз Москва подарила путевку на большую сцену – здесь в 2011-м проходил конкурс «Опералия», победительницей которого она стала, – вернулась в Россию как звезда. Вместе с каватиной Розины, где сопрано демонстрирует свою технику в импровизированных колоратурах, она представила сольную сцену из «Травиаты» – партии, с которой певица год назад триумфально дебютировала в Парижской опере. Анна Нетребко – с Аидой и Леонорой (в дуэте с Доминго), исполненными с характерной для певицы страстью, – выступала под конец обоих отделений, что только подчеркивало ее статус непревзойденной оперной примадонны.
комментарии(0)