Ирина Алферова образ Софьи Андреевны идеализирует. Фото со страницы театра «Школа современной пьесы» в «ВКонтакте»
В Школе современной пьесы состоялась премьера спектакля «Толстого нет». Название как нельзя лучше отражает суть произведения. Толстого на сцене действительно нет, по сюжету он отдыхает в комнате на втором этаже. Но тем не менее этот внесценический персонаж держит обитателей Ясной Поляны в священном страхе до самого конца.
О нем говорят. Его боятся. Им восторгаются. Каждый, кто вспоминает о графе, непременно поднимает глаза к потолку, словно обращаясь не ко Льву Николаевичу, а к создателю вселенной. Сыновья жалуются, что не могут понять отца. Софья Андреевна оплакивает свою молодость: пока муж решал в кабинете вечные вопросы бытия, она переписывала черновики, следила за хозяйством, рожала и воспитывала детей…
Издатель и близкий друг Толстого Владимир Чертков (Николай Голубев) в пьесе драматурга Ольги Погодиной-Кузьминой– некто средний между конферансье и Мефистофелем. Наделенный функциями всеведущего рассказчика, он комментирует события в микрофон и, не участвуя в действии напрямую, искушает семью писателя: ведь главный соблазн и причина раскола – права на издание сочинений, которые благодаря усилиям Черткова могут перейти в народное пользование. Домочадцы возмущены: неблагодарный гений собирался лишить их наследства! Конфликт выходит за пределы усадьбы и становится общечеловеческим, а спектакль превращается в горький разговор с Творцом о несправедливости мироздания.
Все прочие действующие лица – обычные люди со своими страстями, достоинствами и недостатками. Угловатая, скованная Александра Львовна (Татьяна Циренина) свято предана отцу и его идеям. К 26 годам она отчаялась выйти замуж и решила трудиться на благо общества. Лев Львович (Павел Дроздов) – надменный молодой человек с острыми скулами – ведет разгульный образ жизни и не скрывает, что хочет поскорее заполучить деньги. Его брат Илья Львович (Иван Мамонов) сожалеет о том, что с юности не поверил в свои таланты и теперь, вынужденный влачить жалкое существование, тоже мечтает о наследстве. Доктор Сергей Иванович (Борис Вайнзихер) старается излечить не только тела, но и души пациентов, разогревая атмосферу банальными каламбурами. Он ироничен и весел, хотя втайне тяготится своим одиночеством. Сильное впечатление производит игра Александра Сеппиуса в роли Валентина Булгакова – наивного студента, которого затягивает в водоворот яснополянского безумия. В центре внимания зрителей, конечно же, находится Софья Андреевна. Ирина Алферова отчасти идеализирует образ супруги писателя, но при этом создает ее убедительный психологический портрет. Актрисе мастерски удаются переходы от умиротворения к бешенству, особенно когда кто-то из героев заговаривает о наследстве: при одной мысли, что дети останутся в нищете, интеллигентная Софья Андреевна истошным криком сотрясает стены особняка.
Кульминационная сцена спектакля режиссера Александра Созонова связана со второстепенным на первый взгляд персонажем – горничной Катюшей (Ольга Грудяева). Самая чистая и светлая обитательница яснополянского дома в полном смысле слова была его душой – именно она трудилась день и ночь, не жалея нежных рук: мыла полы, стирала, готовила, накрывала на стол. И Софья Андреевна эту душу погубила, насильно отдав беременную девушку замуж за пьяницу-кучера. По сюжету он избивает невесту прямо после венчания, однако надругание показано в символическом ключе, что придает происходящему инфернальный оттенок: несчастную Катюшу душит оголенный до пояса мохнатый дьявол (он же Владимир Чертков).
Все монологи гостей и членов семьи Толстых сливаются в единую горячую речь, произнесенную в защиту на Страшном суде. Но перед кем они держат ответ? В финале спектакля раздается скрип деревянных ступенек – больной граф спускается по лестнице, постукивая тростью. Льва Николаевича мы не увидим и лишь со слов героев узнаем о том, что октябрьской ночью он ушел из Ясной Поляны. Вынести приговор его родным должны потомки: на сцене появляются музейные ограждения, в которые, как в тюрьму, заключают Софью Андреевну – женщину, беззаветно посвятившую себя гению. Она по-прежнему ждет своего оправдания.
комментарии(0)