Герои пьесы Горького подошли к «лихим 90-м». Фото с сайта www.goldenmask.ru
Новосибирский театр «Красный факел» показал в Москве спектакль по горьковской пьесе «Дети солнца» в постановке Тимофея Кулябина. Действие перенесено в современность, режиссер предпринял попытку создать обобщенный портрет поколения конца 90-х – начала 2000-х годов и показать трагические судьбы маленьких людей на фоне истории страны.
Герои живут в преподавательском корпусе кампуса Стэнфордского университета. Перед нами четыре комнаты, над каждой из который горит надпись с именами хозяев. Решение сценического пространства продиктовано не только симультанностью действия, но и стремлением художника Олега Головко сконструировать подобие научной лаборатории, где эпоха проводит эксперименты по созданию человека будущего. А каков он, этот человек?
Безусловно, собирательным образом героя переходного времени является хакер Павел Протасов (Павел Поляков). Он искренне предан своему делу, однако настолько глубоко погружен в цифровое пространство, что, кажется, забыл о своей телесности. И в этом отношении шутка Чепурного о том, что хакер состоит в интимных отношениях с драйверами, выглядит не так уж и смешно. В полпятого утра он будит жену (Дарья Емельянова) и жалуется, что его алгоритм не работает. Она, полусонная, обнимает мужа, но не получает в ответ никакой ласки. Елена – красивая, ухоженная женщина, у нее самые простые человеческие потребности. Ей бы и хотелось иметь полноценную семью, но все надежды разбиваются о монитор компьютера. От скуки она крутит роман с Дмитрием Вагиным (Константин Телегин), который также не представляет собой ничего особенного, пусть и претендует на звание художника. Но даже откровенные фотосессии не спасают Елену от безысходности и тоски. Она горда и не собирается унижаться перед мужем, требуя того, на что она и так имеет право.
Ее антипод, гламурная Мелания (Екатерина Жирова), ползает на коленях перед равнодушным Павлом, умоляя о взаимности. Гипертрофированное чувство доводит девушку до того, что она исступленно целует ноги хакера, а потом – и его бумаги, но Павел недоумевает: «Зачем бумагу целовать? Фетишизм какой-то». Однако и Елена, и Мелания близки друг другу своей непосредственностью, они следуют естественным движениям души и мучаются от холодности любимого мужчины.
Ветеринар Борис Чепурной (Андрей Черных) – герой переходного типа. Чувства к Лизе Протасовой поглощают его целиком. Раньше он был увлечен наукой, покупал книги и хотел узнать, что в них написано. Лиза «испортила» его, от неразделенной любви он ко всему потерял интерес. Образу Чепурного сопутствует значимая деталь одежды. В качестве новогоднего подарка он получает галстук, однако рассеянно отбрасывает его на кровать. Но как только ему и Лизе вручают шарфы для совместных прогулок, он сразу же повязывает его вокруг шеи. Эти мелочи недвусмысленно указывают на то, что в конце спектакля Чепурной повесится. Кулябин следует старому доброму принципу: если на сцене висит ружье, оно непременно должно выстрелить. Во время прощальной фотосессии ветеринар отчаянно хохочет и кривляется, но тем страшнее зрителям наблюдать за самоубийцей накануне его смерти. Андрею Черных, заслужившему «Золотую маску» за лучшую мужскую роль второго плана, удалось передать трагическую раздвоенность Чепурнова, изображая небрежного, уставшего от жизни циничного профессора.
Лиза Протасова (Ирина Кривонос) – единственная цельная натура, в ней не только сильны стремления к прекрасному, но и велика потребность в любви. Она тонка и ранима, не переносит лицемерия. Но и Лиза не может быть счастлива, осознавая свои физические недостатки, – она хромает и поэтому считает себя уродом. Из-за инвалидности она отказывается стать женой Бориса.
В экспериментальной лаборатории подопытные обречены на одиночество. Здесь нет равновесия, есть только перекосы между рациональным и чувственным, интеллектуальным и телесным началами. В ночь с 1999 на 2000 год под гул телевизора с узнаваемым «Дорогие россияне…» Елена воображает картину, на которой будут изображены сверхлюди XXI века. Друзья радуются празднику, и только Лиза просит объяснить, а где же в этой картине место для обычного человека. Но места ему нет. Лиза интуитивно улавливает неподлинность этого грандиозного проекта. «Паша, ты смотришь в экран, ты ничего не видишь», – говорит она пророчески. И в финале он действительно равнодушно возвращается к компьютеру, не обращая внимания на потерявшую рассудок сестру. Хакер надевает наушники и с головой уходит в работу. Похоже, единственное душевное движение, на которое Павел вскоре будет способен, – поцеловать бумагу с правильно записанным алгоритмом.
комментарии(0)