0
2315
Газета Культура Интернет-версия

01.12.2020 14:35:00

Опера «Апноэ»: страшная сказочка со счастливым концом

Молодые композиторы не чураются старомодного жанра оперы, пытаются вдохнуть в него жизнь и с успехом доказывают, что перспективы у него все же есть

Тэги: опера, молодые композиторы


опера, молодые композиторы Фото Владимира Майорова, предоставлено пресс-службой проекта

Старушке опере пошло пятое столетие: за истекшие четыре смерть ей предсказывали неоднократно. Спасать пытались тоже не единожды: вспомним великих реформаторов жанра разных эпох – Глюка, Вагнера, Берга. В последние годы тучи особенно сгустились, но уже не над одной оперой, а над академической музыкой как таковою – «конец времени композиторов» провозглашался не единожды и с самых разных сторон.

Тем не менее, оперы пишут и сегодня. Понятно, что они не очень похожи на традиционные для нашего понимания опусы а ля Верди или Чайковский. Понятно также, что авторы совершенно по-разному подходят к решению задачи – в меру своего таланта и эстетических установок. И все же, интерес к синтезу вокала, инструментальной музыки и театра со всем его богатым арсеналом выразительных средств остается огромным – как у творцов, так и у публики. И посмеем предположить крамольное – так будет всегда, пока существует человечество. В конце концов, поиск этого синтеза гораздо древнее и живучей одного узкого жанра, шел он и до оперы, ведется и сейчас. Будет ли это опера в строгом смысле этого слова? – жизнь покажет.

Один из активных проектов, пытающийся вдохнуть жизнь в оперу и развивать ее, – лаборатория молодых композиторов и драматургов «КоОРЕRАция»: именно так, заковыристо, пишется его название, в чем проявился авторский креатив и одновременно многозначность выбранного термина – тут «спрятаны» и идея сотрудничества, и отсылка к оперному жанру. Его «толкачами» стали две очаровательные девушки – оперный режиссер Екатерина Василёва и музыковед Наталия Сурнина. Впервые лаборатория заявила о себе в 2017-м, проведя оригинальный конкурс, когда вместе сводились молодые композиторы и литераторы (выступавшие в качестве либреттистов), которые должны были в заданных параметрах сочинить оперное произведение. Участникам были поставлены условия: задан состав инструментального ансамбля, хронометраж (14 минут) и количество солистов (не больше трех). В итоге на суд публики было вынесено восемь новых опусов, которые были представлены в один вечер (общий хронометраж вполне позволял) на малой сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Однако, на этом не остановились: тогдашние корометражки их творцы развили в большие оперные произведения, по хронометражу вполне сопоставимые с традиционными, классическими, привычными для каждого театрала операми. И эти полные версии постепенно получают полноценное сценическое воплощение – пусть пока не в рамках оперных стационаров, а в проектных вариантах, но, тем не менее, усилиями лаборатории в столице случаются мировые премьеры новых опер молодых композиторов, что само по себе не может не радовать. Так, в прошлом году в Малом зале «Зарядья» была показана опера Игоря Холопова «Путешествие Голубой стрелы» по сказке Джанни Родари, а в этом очередь дошла до оперы Алины Подзоровой на либретто Гульнары Сапаргалиевой «Апноэ». Несмотря на пандемийно-эпидемиологические реалии ее показали вживую, а не только в онлайн-формате (хотя параллельно, конечно же, шла и такая трансляция), в новомодном пространстве «Люмьер-холла» на территории дизайн-завода «Флакон».

Сочинение Подзоровой – безусловно, опера, хотя и весьма оригинальная. Но не в том смысле, как можно было бы ожидать – не в стиле продукций «Электротеатра Станиславский» (тех же «Сверлийцев» или «Октавии. Трепанации»), «Носферату» Дмитрия Курлянского или «Снегурочки» Александра Маноцкова. Она достаточно мелодична, хотя в основе речитатив, а законченных музыкальных номеров в традиционном смысле нет, тональна, гармонически и ритмически прихотлива, но вполне доступна для восприятия слушателю с любым уровнем музыкальной подготовки. Вокальные партии поются, с их помощью обрисованы характеры и состояния героев, есть место и меланхолии, и мистике, и любовному томлению, и откровенной экспрессии. Без лирической линии не только не обошлись, а на ней построена, по сути, вся фабула опуса – а какая ж настоящая опера без любви? В целом характер музыки чем-то напоминает стиль минималистов а ля Филипп Гласс, но тягучие повторяющиеся формулы-построения весьма уместны в истории о подводных галлюцинациях, в обрисовке как морских глубин, так и глубин подсознания.

«Апноэ» - немножко страшная сказочка, но со счастливым концом: она повествует о встрече на морских глубинах девушки-фридайвера и Русалочки, у каждой из которых своя история несчастной любви. В глубинах океана сознательно тонущую Исидору посещают видения, вызванные остановкой дыхания – истории героев ее фантазий также связаны с морем и любовью – потерянной и вновь обретенной. И это стимулирует в ней желание жить – бороться, страдать и любить: отвергая суицидальные намерения и увещевания Русалки навечно остаться на дне, Исидора выныривает на поверхность.

В проекте заняты впечатляющие молодые силы. Из септета певцов особенно запоминаются красотой тембров и выразительностью пения густое меццо Анны Холмовской (Русалочка) и яркое сопрано Анны Половинкиной (Минори). Свести воедино непростую партитуру удается маэстро Олегу Пайбердину, великолепно управляющемуся с солистами, вокальным квартетом театра голоса «Ла Гол» (худрук Наталия Пшеничникова) и собственным ансамблем «Галерея актуальной музыки». Постановку осуществила Екатерина Василёва, проявив немалое мастерство в раскрытии сложной темы в условиях, не вполне подходящих для полноценного оперного спектакля. Ощущение грозной и загадочной морской стихии было подарено публике благодаря видеоарту Александры Комаровой, сценографии Марии Чернышевой, свету Александра Романова и хореографии Александры Рудик. Замедленная пластика героев, умелое использование всего пространства атриума, убедительные мизансцены – все сложилось в гармоничный и увлекательный спектакль, актуальный по форме, но традиционный по транслируемым ценностям.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Израиль намерен воевать на дальних подступах

Израиль намерен воевать на дальних подступах

Игорь Субботин

Перемены в Вашингтоне позволяют Нетаньяху расширить армейские операции

0
3573
 КОНЦЕРТ  А. Шнитке. Опера "Джезуальдо"

КОНЦЕРТ А. Шнитке. Опера "Джезуальдо"

0
4630
Оммаж Образцовой

Оммаж Образцовой

Александр Матусевич

Тайны Большого театра, соперничество оперных прим и судьбоносные вехи

0
10603
Казахские Ромео и Джульетта на гастролях в Москве

Казахские Ромео и Джульетта на гастролях в Москве

Александр Матусевич

Театр "Астана Опера" показал в Большом национальную классику – оперу "Абай"

0
5249

Другие новости