0
4380
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2020 18:54:00

Александр Буренков: "Самоизоляция – не помеха для творчества"

Куратор фонда Cosmoscow рассказал "НГ" об экспериментах в период пандемии

Тэги: современное искусство, тенденции, пандемия, коронавирус, самоизоляция, cosmoscow, фонд, куратор, александр буренков, интервью

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

burenkov-t.jpg
Александр Буренков:
"Проект "20:20. Время остановилось" -
это выставка-скриншот о магическом мышлении,
конспирологических теориях, мемах,
эскапизме и домашнем насилии –
всем том, на что реагирует
молодое российское искусство".
Фото из архива Александра Буренкова
Самой крупной на данный момент в Москве ярмарке современного искусства Cosmoscow в этом году исполнилось 10 лет, а вот одноименный некоммерческий фонд поддержки современного искусства был создан всего три года назад. О реакции на пандемию – выставкой «20:20. Время остановилось», платформой онлайн-образования «Ближе» – и о новых тенденциях в искусстве коронавирусного времени куратор фонда Cosmoscow Александр Буренков рассказал корреспонденту «НГ» Дарье Курдюковой.

Александр, фонд Cosmoscow известен, в частности, тем, что Третьяковке дарил работы Андрея Кузькина, ГМИИ – Таус Махачевой, Московскому музею современного искусства – Ильи Долгова. Понятно, что во время пандемии трудно говорить о широких жестах, и все-таки передаст ли фонд какому-то музею работы Павла Отдельнова, признанного Cosmoscow художником года?

– Программа «Художник года», в рамках которой в этом году был поддержан проект Павла Отдельнова «А геолокацию можно?», никак не связана с программой пополнения музейных коллекций фондом. В этом году фонд принял решение поддержать Музей современного искусства «Гараж», который был объявлен «Музеем года», и приобрел для его коллекции три важных собрания: архив петербургской галереи Navicula Artis, рукописный альбом-каталог Евгения и Льва Кропивницких и архив Андрея Александровича Чиркова (Ремизова), который содержит письма Андрея Синявского.

Своя коллекция у фонда есть или будет?

– Ни коллекции, ни площадки у фонда на данный момент нет, и такой задачи не стоит в ближайших планах. Отсутствие собственной площадки и коллекции – специфика многих фондов современного искусства, существует множество других возможностей для поддержки и развития профессиональной среды.

Несмотря на кризис, в этом году вы запустили онлайн-платформу «Ближе» как один из вариантов ухода культуры в онлайн-пространство и соответственно включились в споры об отношении к цифровизации культуры...


– Любой кризис или ситуация неопределенности – возможность для любой институции остановиться и задуматься о выбранной стратегии развития и тех методах, которыми она претворяется в жизнь. Запуская платформу «Ближе», мы, разумеется, попали в момент глобального обсуждения возможностей онлайн-образования в области искусства, которое провоцировало много споров и даже протестов в академической и университетской среде. Фонд видел своей миссией быстрый ответ на меняющийся контекст и поддержку художников, оставшихся без структурной финансовой поддержки со стороны государства. Подобная ситуация как будто требует от фондов и некоммерческих институций выйти на авансцену и стать отрядом оперативного реагирования, готовым прийти на помощь для поддержки локальной среды. Вступая в диалог об онлайн-образовании в сфере искусства, мы решили дать голоса именно художникам и обратить внимание общественности на то, какие экспериментальные форматы образовательных курсов онлайн могли бы быть предложены самими художниками, большинству из которых очень близки в своих практиках методы экспериментальной, критической или феминистской педагогики, проблемы образовательного переворота в искусстве последних 20 лет. По результатам открытого конкурса были отобраны 15 авторов, создавших за последние полгода экспериментальные воркшопы, онлайн-стриминги симпозиумов и конференций, серии подкастов на разные темы, многие из которых не исследованы в российском контексте.

001-t.jpg
Павел Отдельнов, «А геолокацию можно? Выбери сам»,
2020 Стенд проекта «Художника года»
на ярмарке Cosmoscow-2020. ©️ Cosmoscow
Например, выпускник Школы Родченко медиахудожник Вася Сумин, исследующий обычно акустические среды, достижения передовой астрофизики и новейшие подходы к поэтической трактовке научных открытий, создал для платформы проект о soundhealing, исцелении звуком, очень модном сейчас в саунд-арте и в целом sound studies направлении, которое в российском контексте маргинализировано и воспринимается прежде всего как близкая к парамедицине эзотерическая область лечения тибетскими чашами. Однако это более широкое и крайне важное для настоящего момента явления: ВОЗ называет шумовое загрязнение среды одним из наиболее опасных рисков для здоровья, связанных с окружающей средой, повышающим риск сердечно-сосудистых, психических заболеваний и болезней, связанных со стрессом. Однако есть и другие, оказывающие положительное воздействие звуки, которые активно исследуются не только учеными, ставящими эксперименты в «звуковых ваннах», но и художниками, которые в диалоге с наукой тестируют терапевтический потенциал звуковых медитаций, в том числе на таких уважаемых фестивалях, как CTM.

Другой курс – куратора и художника Сергея Морозова – посвящен истории голоса в искусстве, в перформативных и междисциплинарных практиках, в опере и расширенных вокальных техниках. Курс прослеживает уникальную вариативность, которую голос демонстрирует, становясь материалом у таких разных художников, как Младен Долар или Лоуренс Абу Хамдан, или подвергаясь интерпретациям в трудах современных философов и наследии художественной критической мысли прошлого века. Думаю, тот полигон экспериментов, который мы создали на платформе «Ближе», может оказаться полезным не только рядовым зрителям, но и культурным институциям, которые взглянут свежим взглядом на свои образовательные программы и постараются найти для них новый формат, который будет интересен и в онлайне.

002-t.jpg
Владимир Карташов, автор онлайн-курса
«Ретрансформация: создание пост-виртуальных объектов»
для образовательной платформы «Ближе».
Фото предоставлено художником
На пандемию вы как куратор фонда откликнулись камерной выставкой «20:20. Время остановилось», которую сделали в Московском музее современного искусства в рамках параллельной программы VII Биеннале молодого искусства. У нее есть интернет-версия, а на конец этого или начало следующего года запланирован благотворительный вечер, и часть средств, насколько я поняла, пойдет на гонорар художникам?

– Действительно, эта разреженная и очень небольшая по размерам экспозиция, которая бережно относится к посетителям, уставшим от визуального и информационного перепотребления, по моей задумке, является не полноценным исследованием влияния пандемии на общество и художественный процесс (такие проекты нас еще ждут впереди), а первым скетчем, групповым высказыванием, с одной стороны, об ощущении тотального замедления, подвешенности, неопределенности, с другой – о динамике прошедшего года, обострившего все противоречия социальных отношений, попыткой остановить само время, неминуемо движущееся к очередной волне пандемии и новым социальным и экономическим потрясениям, и оценить всю его парадоксальность и противоречивость. Это выставка-скриншот о магическом мышлении, конспирологических теориях, мемах, эскапизме и домашнем насилии – обо всем том, на что реагирует молодое российское искусство (все работы были сделаны для выставки специально молодыми авторами до 35 лет, всех их можно объединить в одно поколение, разделяющее единые ценности и взгляды). Организация выставки была сопряжена со всеми ограничениями и ситуацией неопределенности, в которой мы жили в этом году, поэтому сама экспозиция является продуктом этой ситуации. Впереди нас ждет огромное количество проектов о коронавирусе и последствиях пандемии, поэтому было важно избежать ожидаемых штампов и посмотреть более пристально на изменение не только в привычках, но и в мышлении, как они преломляются в художественных практиках. Скриншот – важный метод и материал для Игоря Самолета, художника, чей проект в виде тканой контент-скульптуры «20:20» лег в основу названия выставки и который иронично комментировал появившуюся привычку делать скриншоты экрана айфона в моменты появления двойных чисел на часах.

003-t.jpg
Игорь Самолет, «20:20», 2020
Выставка «20:20. Время остановилось»
в Образовательном центре Московского музея
современного искусства. ©️ Buro
– Появилось ли что-то принципиально новое в мировом искусстве в связи с пандемией?

– Еще весной, сразу после введения локдауна в Китае и Италии, местные институции быстро отреагировали новыми онлайн-проектами, многие из которых были очень искусно спроектированы и не только предоставляли доступ к материалам онлайн, но и ставили целью изменить зрительский опыт. Например, частный пекинский музей M WOODS создал онлайн «Гипотетическую выставку для закрытого музея» в 3D-рендерах музейных пространств. Многие другие проекты исследовали возможности возрождения нет-арта и утраченного в конце 90-х творческого потенциала Сети, его анархистских экспериментов. В ряде музеев по всему миру – от московской галереи «Триумф» до пекинского Центра Улленсов UCCA – прошли выставки, реагирующие на ситуацию чрезвычайного положения и катастрофы, потенциала искусства в новых обстоятельствах и посвященные стратегиям противостояния апатии в условиях пандемии COVID-19, влиянию, которое коронавирус оказал уже на биополитику, миграцию, информационный ландшафт. Еще одно важное изменение происходит прямо сейчас в нашем отношении к искусству в общественных пространствах. Самоизоляция – не помеха для творчества, и весной мы видели серию ярких проектов, например более чем 50 берлинских художников, которые в рамках проекта Die Balkone создали на своих балконах в Пренцлауерберге яркие художественные инсталляции. Но новые режимы социального дистанцирования заставляют нас по-новому смотреть на отношения с другими людьми и городским пространством в принципе. Это может сказаться на новых жанрах паблик-арта и его стратегиях взаимодействия с городом и его жителями. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Александр Сладковский: "В 10 лет я поступил в музыкальную школу, надел военную форму и пошел на парад"

Александр Сладковский: "В 10 лет я поступил в музыкальную школу, надел военную форму и пошел на парад"

Марина Гайкович

Главный дирижер Госоркестра Республики Татарстан – о своем творческом пути

0
1834
Зеленский доложит Трампу планы "глубинных" ударов по России

Зеленский доложит Трампу планы "глубинных" ударов по России

Владимир Мухин

Американский проект "фонда победы" может подстегнуть конфликт

0
3887
Реформа медстрахования может оставить пациентов без защиты

Реформа медстрахования может оставить пациентов без защиты

Ярослав Вилков

Выстроенная за 30 лет эффективная система независимого контроля качества медицинской помощи находится под угрозой

0
2370
Борис Мильграм: "Для меня важно, что хочет сделать творец"

Борис Мильграм: "Для меня важно, что хочет сделать творец"

Марина Гайкович

Художественный руководитель пермского Театра-Театра о своих управленческих и творческих стратегиях

0
3633

Другие новости