Александр Буренков: "Проект "20:20. Время остановилось" - это выставка-скриншот о магическом мышлении, конспирологических теориях, мемах, эскапизме и домашнем насилии – всем том, на что реагирует молодое российское искусство". Фото из архива Александра Буренкова |
– Александр, фонд Cosmoscow известен, в частности, тем, что Третьяковке дарил работы Андрея Кузькина, ГМИИ – Таус Махачевой, Московскому музею современного искусства – Ильи Долгова. Понятно, что во время пандемии трудно говорить о широких жестах, и все-таки передаст ли фонд какому-то музею работы Павла Отдельнова, признанного Cosmoscow художником года?
– Программа «Художник года», в рамках которой в этом году был поддержан проект Павла Отдельнова «А геолокацию можно?», никак не связана с программой пополнения музейных коллекций фондом. В этом году фонд принял решение поддержать Музей современного искусства «Гараж», который был объявлен «Музеем года», и приобрел для его коллекции три важных собрания: архив петербургской галереи Navicula Artis, рукописный альбом-каталог Евгения и Льва Кропивницких и архив Андрея Александровича Чиркова (Ремизова), который содержит письма Андрея Синявского.
– Своя коллекция у фонда есть или будет?
– Ни коллекции, ни площадки у фонда на данный момент нет, и такой задачи не стоит в ближайших планах. Отсутствие собственной площадки и коллекции – специфика многих фондов современного искусства, существует множество других возможностей для поддержки и развития профессиональной среды.
– Несмотря на кризис, в этом году вы запустили онлайн-платформу «Ближе» как один из вариантов ухода культуры в онлайн-пространство и соответственно включились в споры об отношении к цифровизации культуры...
– Любой кризис или ситуация неопределенности – возможность для любой институции остановиться и задуматься о выбранной стратегии развития и тех методах, которыми она претворяется в жизнь. Запуская платформу «Ближе», мы, разумеется, попали в момент глобального обсуждения возможностей онлайн-образования в области искусства, которое провоцировало много споров и даже протестов в академической и университетской среде. Фонд видел своей миссией быстрый ответ на меняющийся контекст и поддержку художников, оставшихся без структурной финансовой поддержки со стороны государства. Подобная ситуация как будто требует от фондов и некоммерческих институций выйти на авансцену и стать отрядом оперативного реагирования, готовым прийти на помощь для поддержки локальной среды. Вступая в диалог об онлайн-образовании в сфере искусства, мы решили дать голоса именно художникам и обратить внимание общественности на то, какие экспериментальные форматы образовательных курсов онлайн могли бы быть предложены самими художниками, большинству из которых очень близки в своих практиках методы экспериментальной, критической или феминистской педагогики, проблемы образовательного переворота в искусстве последних 20 лет. По результатам открытого конкурса были отобраны 15 авторов, создавших за последние полгода экспериментальные воркшопы, онлайн-стриминги симпозиумов и конференций, серии подкастов на разные темы, многие из которых не исследованы в российском контексте.
Павел Отдельнов, «А геолокацию можно? Выбери сам», 2020 Стенд проекта «Художника года» на ярмарке Cosmoscow-2020. ©️ Cosmoscow |
Другой курс – куратора и художника Сергея Морозова – посвящен истории голоса в искусстве, в перформативных и междисциплинарных практиках, в опере и расширенных вокальных техниках. Курс прослеживает уникальную вариативность, которую голос демонстрирует, становясь материалом у таких разных художников, как Младен Долар или Лоуренс Абу Хамдан, или подвергаясь интерпретациям в трудах современных философов и наследии художественной критической мысли прошлого века. Думаю, тот полигон экспериментов, который мы создали на платформе «Ближе», может оказаться полезным не только рядовым зрителям, но и культурным институциям, которые взглянут свежим взглядом на свои образовательные программы и постараются найти для них новый формат, который будет интересен и в онлайне.
Владимир Карташов, автор онлайн-курса «Ретрансформация: создание пост-виртуальных объектов» для образовательной платформы «Ближе». Фото предоставлено художником |
– Действительно, эта разреженная и очень небольшая по размерам экспозиция, которая бережно относится к посетителям, уставшим от визуального и информационного перепотребления, по моей задумке, является не полноценным исследованием влияния пандемии на общество и художественный процесс (такие проекты нас еще ждут впереди), а первым скетчем, групповым высказыванием, с одной стороны, об ощущении тотального замедления, подвешенности, неопределенности, с другой – о динамике прошедшего года, обострившего все противоречия социальных отношений, попыткой остановить само время, неминуемо движущееся к очередной волне пандемии и новым социальным и экономическим потрясениям, и оценить всю его парадоксальность и противоречивость. Это выставка-скриншот о магическом мышлении, конспирологических теориях, мемах, эскапизме и домашнем насилии – обо всем том, на что реагирует молодое российское искусство (все работы были сделаны для выставки специально молодыми авторами до 35 лет, всех их можно объединить в одно поколение, разделяющее единые ценности и взгляды). Организация выставки была сопряжена со всеми ограничениями и ситуацией неопределенности, в которой мы жили в этом году, поэтому сама экспозиция является продуктом этой ситуации. Впереди нас ждет огромное количество проектов о коронавирусе и последствиях пандемии, поэтому было важно избежать ожидаемых штампов и посмотреть более пристально на изменение не только в привычках, но и в мышлении, как они преломляются в художественных практиках. Скриншот – важный метод и материал для Игоря Самолета, художника, чей проект в виде тканой контент-скульптуры «20:20» лег в основу названия выставки и который иронично комментировал появившуюся привычку делать скриншоты экрана айфона в моменты появления двойных чисел на часах.
Игорь Самолет, «20:20», 2020 Выставка «20:20. Время остановилось» в Образовательном центре Московского музея современного искусства. ©️ Buro |
– Еще весной, сразу после введения локдауна в Китае и Италии, местные институции быстро отреагировали новыми онлайн-проектами, многие из которых были очень искусно спроектированы и не только предоставляли доступ к материалам онлайн, но и ставили целью изменить зрительский опыт. Например, частный пекинский музей M WOODS создал онлайн «Гипотетическую выставку для закрытого музея» в 3D-рендерах музейных пространств. Многие другие проекты исследовали возможности возрождения нет-арта и утраченного в конце 90-х творческого потенциала Сети, его анархистских экспериментов. В ряде музеев по всему миру – от московской галереи «Триумф» до пекинского Центра Улленсов UCCA – прошли выставки, реагирующие на ситуацию чрезвычайного положения и катастрофы, потенциала искусства в новых обстоятельствах и посвященные стратегиям противостояния апатии в условиях пандемии COVID-19, влиянию, которое коронавирус оказал уже на биополитику, миграцию, информационный ландшафт. Еще одно важное изменение происходит прямо сейчас в нашем отношении к искусству в общественных пространствах. Самоизоляция – не помеха для творчества, и весной мы видели серию ярких проектов, например более чем 50 берлинских художников, которые в рамках проекта Die Balkone создали на своих балконах в Пренцлауерберге яркие художественные инсталляции. Но новые режимы социального дистанцирования заставляют нас по-новому смотреть на отношения с другими людьми и городским пространством в принципе. Это может сказаться на новых жанрах паблик-арта и его стратегиях взаимодействия с городом и его жителями.
комментарии(0)