Фото Анны Ульяновой
Сегодня по известным причинам учеба школьников и студентов полностью ушла в онлайн-формат. Лекции, зачеты и даже выпускные экзамены проходят дистанционным образом, и как долго это продлится – неизвестно. В музыкальных школах и вузах занятия также перешли «на удаленку» – не только групповые, но и индивидуальные с педагогом (в учебных заведениях большинство преподавателей входят в категорию 65+). По сравнению с весенним локдауном все уже научились приспосабливаться к такому способу коммуникации и освоили виртуальные способы связи – Skype, Microsoft Teams (к примеру, в этой программе продолжают учиться студенты и аспиранты Московской консерватории), и, конечно же, Zoom. В этих платформах много плюсов, но также много и минусов, главный из которых – отсутствие качественного звука. Среди представителей музыкальной сферы самыми уязвимыми оказались исполнители, которые потеряли самое важное – «живую» связь с педагогом, своим наставником, который здесь и сейчас «оттачивает» пьесу со студентом: показывает за соседним инструментом (роялем), как именно нужно исполнить тот или иной пассаж, ставит положение руки студента, объясняет с нотами его задачу, словом, присутствует рядом.
К счастью, мы живем в век стремительного развития новых технологий, которые постепенно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Развитие технических изобретений добралось и до музыкальной индустрии – в частности, до музыкальных инструментов. На днях компания YAMAHA презентовала в Москве свое необычное музыкально-техническое изобретение – Disklavier Pro (Дисклавир). Это на вид обычный рояль (или пианино), который может воспроизводить игру пианиста без его участия, сам по себе. Все благодаря электромеханическим соленоидам и оптическим датчикам, подключенным к светодиодам внутри инструмента. У такого инструмента есть «память», на которую записывается игра и позже воспроизводится опять же без какого-либо участия человека. Выглядит это, конечно, жутковато – клавиши и педали двигаются сами по себе, молоточки автоматически ударяют по струнам, но качество звука, в целом, остается прежним, как у обычного рояля.
Дисклавир появился еще в 80-х годах прошлого века, но особенно актуальным стал именно сегодня. Для демонстрации чудес этого инструмента и одновременно нового способа взаимодействия педагога со студентом в «режиме реального времени» команда московского офиса YAMAHA пригласила легендарную пианистку, профессора Московской консерватории Элисо Вирсаладзе, которая таким образом провела дистанционный мастер-класс со студентами из Японии. Две девушки и юноша – Анна Охиро, Мики Ямагата и Акито Тани – в концертном зале Токио исполнили сочинения Шумана, Шопена и Скрябина. Их выступление транслировалось на экране, а в соседнем «окошке» было изображение аудитории, в котором находилась Вирсаладзе и все присутствующие. Сама пианистка – в маске, перчатках, наушниках, микрофонах – наблюдала за исполнением и на экране, и на собственном «самозвучащем» рояле (студенты делали ровно то же, когда слушали замечания далее). Такой интерактивный диалог продолжался три часа, и за это время Элисо Вирсаладзе акцентировала внимание юных пианистов на особенностях звукоизвлечения, голосоведения той или иной фразы, просила внимательнее относиться ко всем нюансам, зафиксированным композитором (динамика, темп, штрихи), особенно строго следила за исполнением нужного ритма и четким соблюдением продолжительности звучания каждой длительности. Соединение структуры занятия в традиционно-учебном формате «замечание – исправление замечания» с мощной технической работой и типичной сегодня «дистанционки» дало весьма неплохой результат. Сама Элисо Константиновна также осталась довольна и после окончания мастер-класса призналась, что ей удалось ощутить полноценную связь со студентом, его живое присутствие. Кто знает, вдруг за такими инструментами, как Disklavier Pro – будущее? В этом году, например, с помощью него во Фрайбургской Высшей школе музыки провели онлайн-экзамен. Жаль только, что такие высокопрофессиональные, качественные инструменты большинство российских музыкальных вузов (не говоря уже о детских музыкальных школах) себе позволить не могут. Остается надеяться, что вскоре педагоги и студенты вновь смогут встретиться «офлайн» – в привычном классе или в концертном зале.
комментарии(0)