Фото агентства "Москва"
В этом году оркестру «Новая Россия» исполнилось 30 лет. За эти годы он сменил три названия, двух дирижеров, сыграл более тысячи концертов по всему миру, а также осуществил ряд масштабных исторических проектов (например, под аккомпанемент этого оркестра проходила церемония открытия зимних Олимпийских игр в Сочи). С 2002 года и по сей день «Новой Россией» управляет маэстро Юрий Башмет: его подопечные продолжают активно выступать и в суровые коронавирусные времена. На днях в концертном зале «Зарядье» музыканты представили концерт, объединивший как их дату, так и другую знаменательную – день рождения Бетховена, чье 250-летие отмечают во всей Европе (и лишь весенний локдаун не дал провести в Бонне, на родине композитора, юбилейный фестиваль).
Но перед тем как торжественным образом подхватить праздничную эстафету, коллектив Башмета представил несколько сочинений из своего репертуара, демонстрируя излюбленный маэстро разностилевой, разножанровый подход к составлению программы. Неудачное начало – знаменитое «Болеро» Равеля оркестровые группы сыграли крайне неровно, в своих темпах – компенсировалось продолжением – тонким поэтичным прочтением «Меланхолической серенады» Чайковского, где солировал концертмейстер «Новой России», скрипач Николай Саченко, и сурово-лапидарным исполнением «хита» «Монтекки и Капулетти» Прокофьева. А затем прозвучал совместный опус Александра Чайковского и Кузьмы Бодрова – двух ныне живущих авторов, с которыми Башмет сотрудничает уже не первый год. GranConcerto – симфоническая поэма, сотканная из цитат музыки композиторов XX века. Это и сумрачное остинатное начало альтового концерта Андрея Эшпая, и таинственная «Ночная песнь рыбы» Софии Губайдулиной, и альтовый концерт Шнитке, и фрагмент недавно найденной пьесы Дмитрия Шостаковича, и литургия «Оплаканные ветром» Гии Канчели. Поверх этой изысканно оркестрованной музыкальной ткани пел свою песнь солирующий альт, оживший в руках Юрия Башмета, адресата многих процитированных сочинений.
Вторая часть вечера была посвящена Бетховену, и открыл ее оммаж Валерия Воронова – белорусского композитора, живущего в Германии. Пьеса «Ступающий во сне» была создана по заказу Башмета специально для данного концерта. Это еще один пример поддержки современных композиторов, а также точного встраивания в общемировые «тренды»: так, например, тот же оргкомитет Бетховенского фестиваля в Бонне заказал четырем композиторам, среди которых был и наш Владимир Тарнопольский, пьесы-посвящения Бетховену. Сочинение Валерия Воронова содержало аллюзии на медленную часть Пятой симфонии венского классика: узнаваемые бетховенские мотивы, вырванные из контекста и помещенные в quasi романтическое пространство, сменяли неспешные гармонические шаги-перетекания, которые словно озвучивали поэтическое название опуса. Этот «взгляд из 2020 года» на шедевр Бетховена нельзя было назвать радикальным и переосмысляющим, однако точно можно сказать, что диалог со знаменитой Пятой симфонией юбиляра, прозвучавшей далее как гимн всех времен и народов, сложился самым удачным образом.
комментарии(0)