Похоже, режиссер заимствовал дождь из романа «Сто лет одиночества» (в роли доктора Шпигельского Павел Ворожцов, в роли Натальи Петровны – Наталья Рогожкина). Фото Александра Иванишина с сайта www.mxat.ru
В МХТ имени А.П. Чехова состоялась премьера одного из самых красивых спектаклей этого сезона: режиссер Егор Перегудов поставил комедию Тургенева «Месяц в деревне» в 5D. Зрителям первых рядов капельдинеры предусмотрительно выдают пледы – будет прохладно.
По универсальному рецепту доктора Шпигельского дворяне шумною толпой перекочевали из города в усадьбу, дабы на природе подлечить расшатанные нервы. Кроме указанных в программке действующих лиц в спектакле есть еще одно, возможно, самое главное. Имя ему – время. Герои поначалу следят за календарем, но постепенно их пребывание превращается в сплошной день сурка: Игнатий Ильич и компания на свежем воздухе занимаются физкультурой, страдают от безответной любви, ведут светские беседы и просто дурачатся под нескончаемым дождем. Очевидно, Перегудов – режиссер, поставивший в СТИ «Один день в Макондо», – заимствовал дождь из романа «Сто лет одиночества», а этот образ у Маркеса как раз напрямую связан с потоком «цельного, неукрощенного, неупорядоченного времени», ведь минуты, месяцы и годы теряют смысл, когда тебе остается только наблюдать за неистовством стихии. Время в художественной системе латиноамериканского писателя ощущается не как линейное, а как замкнутое мифопоэтическое, то же самое характерно и для новой версии «Месяца в деревне».
Дождь связан с мотивом любви и страсти. В романе Аурелиано Второй вспоминает, как он блаженствовал с Петрой Котес под звуки бьющихся о цинковую крышу капель, а в спектакле тургеневские герои, промокнув до нитки, наперебой признаются друг другу в своих чувствах. Верочка, Наталья Петровна и крестьянка Катя без ума от студента Беляева, а сам Беляев вместе с Ракитиным грезят о снисхождении Натальи Петровны. Режиссер увидел в пьесе Тургенева то, что можно обнаружить только между строк под увеличительным стеклом. Неожиданная трактовка наполнила классический текст юмором и оживила многие сцены комическими нотами. Например, когда Афанасий и доктор обсуждают, как сделать Верочке предложение руки и сердца, та неподалеку эффектно выплескивает помои.
Трагические монологи тут же разбавляются комедийным кривлянием, высокую патетику сменяет хохот. Алексей кричит, что ему нелегко расстаться с Натальей Петровной, и при этом пытается уехать на велосипеде по сену, которым устлана вся сцена, – художник Владимир Арефьев создал бескрайнее чистое поле, куда дворяне в самом начале попадают под заунывные звуки «Утра туманного» в исполнении Надежды Обуховой: в многослойном сене так же легко увязнуть, как и в собственной страсти. Героям хочется лечь и предаться любви. Громче всего зал рукоплескал от смеха, когда Наталья Петровна поторапливала неопытного студента расстегнуть платье: «Крючочек, крючочек!» Заметим, что таких эротических подробностей Тургенев тоже не предусматривал.
Каждого героя режиссер наделил изюминкой – навязчивой фразой, жестом, звуком, предметом одежды, аксессуаром, – по которой можно судить о характере. Аркадий (Александр Усов), уездный Отелло, каждый раз появляется на сцене с вопросом «А где Наташа?». Компаньонка Лизавета Богдановна (Анастасия Скорик) хочет казаться моложе и почему-то постоянно грызет яблоко: особенно колоритно это выглядит, когда она злится и со всей яростью впивается зубами во фрукт или, как сказал бы милейший Афанасий Иванович (Александр Семчев), надвинув на лоб цилиндр, в «крухт». Ракитин (Эдуард Чекмазов) заикается на слове «люббббовь», Верочка (Надежда Калеганова) жалуется, что ее все считают ребенком. Алексея (Кузьма Котрелев) преследует кваканье лягушки в ответ на вопрос, не он ли вчера так прекрасно пел у пруда, а страстную натуру Натальи Петровны (Наталья Рогожкина) выдают кокетливый зонтик и помада красного цвета. Доктор (Павел Ворожцов) предстает всезнающим деревенским гуру, а Катюша (Маруся Пестунова) – раскрепощенной девицей: она угощает студента малиной, недвусмысленно его соблазняя взять все.
Под невесомую струнную музыку Сергея Филиппова Алексей запускает воздушного змея: перед отъездом он привязывает свое изобретение к чемодану, а Верочка второпях никак не может разорвать веревку. Это образ хрупкой детской души, которая рвется вслед за любимым ветреным человеком. Студент оставляет Верочку в деревне – и девушка от горя соглашается стать женой Афанасия Ивановича. Они будут жить долго и несчастливо в тургеневском Макондо, покуда дождь не смоет их с лица земли.
комментарии(0)