0
5954
Газета Культура Интернет-версия

14.01.2021 19:10:00

Сто лет одиночества в дворянском гнезде

Егор Перегудов соединил миры Тургенева и Маркеса на сцене МХТ

Тэги: мхт, премьера, его перегудов, тургенев, маркес


мхт, премьера, его перегудов, тургенев, маркес Похоже, режиссер заимствовал дождь из романа «Сто лет одиночества» (в роли доктора Шпигельского Павел Ворожцов, в роли Натальи Петровны – Наталья Рогожкина). Фото Александра Иванишина с сайта www.mxat.ru

В МХТ имени А.П. Чехова состоялась премьера одного из самых красивых спектаклей этого сезона: режиссер Егор Перегудов поставил комедию Тургенева «Месяц в деревне» в 5D. Зрителям первых рядов капельдинеры предусмотрительно выдают пледы – будет прохладно.

По универсальному рецепту доктора Шпигельского дворяне шумною толпой перекочевали из города в усадьбу, дабы на природе подлечить расшатанные нервы. Кроме указанных в программке действующих лиц в спектакле есть еще одно, возможно, самое главное. Имя ему – время. Герои поначалу следят за календарем, но постепенно их пребывание превращается в сплошной день сурка: Игнатий Ильич и компания на свежем воздухе занимаются физкультурой, страдают от безответной любви, ведут светские беседы и просто дурачатся под нескончаемым дождем. Очевидно, Перегудов – режиссер, поставивший в СТИ «Один день в Макондо», – заимствовал дождь из романа «Сто лет одиночества», а этот образ у Маркеса как раз напрямую связан с потоком «цельного, неукрощенного, неупорядоченного времени», ведь минуты, месяцы и годы теряют смысл, когда тебе остается только наблюдать за неистовством стихии. Время в художественной системе латиноамериканского писателя ощущается не как линейное, а как замкнутое мифопоэтическое, то же самое характерно и для новой версии «Месяца в деревне».

Дождь связан с мотивом любви и страсти. В романе Аурелиано Второй вспоминает, как он блаженствовал с Петрой Котес под звуки бьющихся о цинковую крышу капель, а в спектакле тургеневские герои, промокнув до нитки, наперебой признаются друг другу в своих чувствах. Верочка, Наталья Петровна и крестьянка Катя без ума от студента Беляева, а сам Беляев вместе с Ракитиным грезят о снисхождении Натальи Петровны. Режиссер увидел в пьесе Тургенева то, что можно обнаружить только между строк под увеличительным стеклом. Неожиданная трактовка наполнила классический текст юмором и оживила многие сцены комическими нотами. Например, когда Афанасий и доктор обсуждают, как сделать Верочке предложение руки и сердца, та неподалеку эффектно выплескивает помои.

Трагические монологи тут же разбавляются комедийным кривлянием, высокую патетику сменяет хохот. Алексей кричит, что ему нелегко расстаться с Натальей Петровной, и при этом пытается уехать на велосипеде по сену, которым устлана вся сцена, – художник Владимир Арефьев создал бескрайнее чистое поле, куда дворяне в самом начале попадают под заунывные звуки «Утра туманного» в исполнении Надежды Обуховой: в многослойном сене так же легко увязнуть, как и в собственной страсти. Героям хочется лечь и предаться любви. Громче всего зал рукоплескал от смеха, когда Наталья Петровна поторапливала неопытного студента расстегнуть платье: «Крючочек, крючочек!» Заметим, что таких эротических подробностей Тургенев тоже не предусматривал.

Каждого героя режиссер наделил изюминкой – навязчивой фразой, жестом, звуком, предметом одежды, аксессуаром, – по которой можно судить о характере. Аркадий (Александр Усов), уездный Отелло, каждый раз появляется на сцене с вопросом «А где Наташа?». Компаньонка Лизавета Богдановна (Анастасия Скорик) хочет казаться моложе и почему-то постоянно грызет яблоко: особенно колоритно это выглядит, когда она злится и со всей яростью впивается зубами во фрукт или, как сказал бы милейший Афанасий Иванович (Александр Семчев), надвинув на лоб цилиндр, в «крухт». Ракитин (Эдуард Чекмазов) заикается на слове «люббббовь», Верочка (Надежда Калеганова) жалуется, что ее все считают ребенком. Алексея (Кузьма Котрелев) преследует кваканье лягушки в ответ на вопрос, не он ли вчера так прекрасно пел у пруда, а страстную натуру Натальи Петровны (Наталья Рогожкина) выдают кокетливый зонтик и помада красного цвета. Доктор (Павел Ворожцов) предстает всезнающим деревенским гуру, а Катюша (Маруся Пестунова) – раскрепощенной девицей: она угощает студента малиной, недвусмысленно его соблазняя взять все.

Под невесомую струнную музыку Сергея Филиппова Алексей запускает воздушного змея: перед отъездом он привязывает свое изобретение к чемодану, а Верочка второпях никак не может разорвать веревку. Это образ хрупкой детской души, которая рвется вслед за любимым ветреным человеком. Студент оставляет Верочку в деревне – и девушка от горя соглашается стать женой Афанасия Ивановича. Они будут жить долго и несчастливо в тургеневском Макондо, покуда дождь не смоет их с лица земли. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как поучаствовать в "Решении президента"

Как поучаствовать в "Решении президента"

Иван Островной

Премьерный спектакль театра "Неформат" посетили сенаторы Людмила Нарусова и Алексей Пушков

0
403
"Аутсорс", или Вариация на тему преступления и наказания

"Аутсорс", или Вариация на тему преступления и наказания

Вера Цветкова

Главный герой продает право на убийство "смертников" родственникам их жертв

0
457
«Торговцы резиной» выйдут на сцену в марте

«Торговцы резиной» выйдут на сцену в марте

НГ-Культура

0
428
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
2048

Другие новости