0
5213
Газета Культура Интернет-версия

17.01.2021 18:56:00

Валерий Гергиев против коронавируской депрессии

В Мариинском театре впервые поставили оперетту Иоганна Штрауса "Летучая мышь"

Тэги: пандемия, коронавирус, мариинский театр, премьера, оперетта, иоганн штраус, летучая мыш, валерий гергиевquot

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

пандемия, коронавирус, мариинский театр, премьера, оперетта, иоганн штраус, летучая мыш, валерий гергиев" Постановщикам удалось избежать авангардных концепций. Фото пресс-службы Мариинского театра

В Мариинском театре прошла премьера оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Хотя «заходы» в легкий жанр уже случались, был и «Кандид» Бернстайна, и «Москва, Черемушки» Шостаковича, и «Моя прекрасная леди», к самой знаменитой оперетте театр обратился впервые за свою историю. «Летучую мышь» давно уже освоили ведущие оперные театры, выдающиеся дирижеры и оперные дивы. Опереттой дирижировали когда-то Густав Малер, Герберт фон Караян, Бруно Вальтер, так что уж Гергиеву сам бог велел разогнать коронавирусный сумрак легкой шипучкой венского штраусовского веселья.

На самом деле проблема с постановкой «Летучей мыши» в солидном оперном доме заключается не в том, ставить или не ставить, а в том, как – следуя ли оригинальной версии немецкого либретто Карла Хаффнера и Рихарда Жене на основе фарса немецкого драматурга Юлиуса Родериха Бенедикса «Тюрьма» и водевиля французских авторов Анри Мельяка и Людовика Галеви «Рождественский ужин» или принятой в отечестве версии Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, которой следует и популярный фильм с братьями Соломиными? Казалось бы, должен звучать оригинал, но то ли вспомнив неудачу с немецким текстом, постигшую в свое время Большой театр с той же «Летучей мышью», то ли в силу пандемийных ограничений решено было делать спектакль исключительно «для своих», на русском языке по тексту Вольпина и Эрдмана. А это не просто разница в диалогах, но и в сюжете: так как в оригинальной версии это нотариус (не директор театра) Фальк затевает всю интригу, чтобы, с одной стороны, развлечь скучающего русского миллионера князя Орловского (соединившего в своей фамилии двух известных фаворитов – Орлова и Разумовского), а с другой – отомстить Айзенштайну за то, что тот когда-то бросил его, пьяного, после карнавала в костюме летучей мыши спать на садовой скамейке. В оригинальной оперетте Штрауса нет правых и виноватых, все моральные ориентиры оказываются сдвинуты, а буржуазная мораль отброшена.

Постановочная бригада была выбрана также своя, «домашняя»: режиссер Алексей Степанюк, поставивший огромное количество спектаклей в Мариинском, художник-постановщик и художник по костюмам Вячеслав Окунев. Отказавшись от какой-либо новаторской концепции, они решили создать традиционный спектакль, отчасти отсылающий к ожиданиям публики, ностальгирующей по советским фильмам и отвлеченным представлениям о старой венской жизни. И хотя диалоги про собаку Эмму сейчас мало кого вдохновляют, тем не менее постановщикам удалось осторожно влить толику молодого вина в старые мехи. Это прежде всего касается оформления спектакля и избранной Окуневым зимней пастельной гамме цветов, отсылкам к виллам в стиле модерн из Царского села и соответствующим костюмам. Розалинда, конечно, на балу у князя Орловского блистает в роскошном черном платье, но лишь она, так как даже ее супруг и почти вся массовка – в светлых фраках.

Какая-то часть диалогов была все же сокращена, от этого провисли некоторые сюжетные логические нити, но, видимо, руководствовались тем, что зрители и так все помнят. Как сказал режиссер в интервью мариинскому ТВ: «Безумно трудно в опере ставить оперетту, потому что в ней другой закон жанра, но нашим артистам это под силу».

Состав на премьеру подобрался великолепный: партию Розалинды, исполнявшуюся и Кири Те Канава, и Гудулой Яновиц, с блеском спела Елена Стихина, у нее очень красивый по тембру, объемный голос, хорошо «звучал» он и в диалогах. В этом аспекте Анна Денисова – Адель – несколько проигрывала главной героине, не хватало ей и живости, хотя вокальная часть партии была исполнена хорошо. Очень органичны были в своих ролях и вокально, и драматически Александр Трофимов (Айзенштайн), Владислав Куприянов (Фальк), Денис Закиров (Альфред) и Дениг Беганский (Франк). А вот Князь Орловский, роль которого отдана Штраусом меццо-сопрано, у постановщиков стал переодетой лихой девчонкой в казацком костюме, с такими же переодетыми казачками из подтанцовки. Екатерине Сергеевой – стройной, эффектно выглядевшей в казацких лосинах, легко двигавшейся по сцене – эта роль чрезвычайно шла, но персонаж-фрик с неизменной бутылкой из-под шампанского в руке выглядел несколько несерьезно. Впрочем, и вся ведь наша родная «Летучая мышь» – создание искусственное, ни к чему в нашем подсознании не отсылающее, кроме советского фильма. Вообще же, чтобы получить представление о «Летучей мыши» как она есть, надо было смотреть трансляцию спектакля из пустого зала Венской оперы (театр закрыт из-за пандемии для публики, но традиционный спектакль Отто Шенка 31 декабря сыграли для интернет-аудитории).

Но остается то, что в сухом остатке объединяет эти два спектакля, – искрящаяся и беззаботная музыка Иоганна Штрауса в великолепном исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, подарившие в трудные и безрадостные времена легкую и праздничную атмосферу. 

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как поучаствовать в "Решении президента"

Как поучаствовать в "Решении президента"

Иван Островной

Премьерный спектакль театра "Неформат" посетили сенаторы Людмила Нарусова и Алексей Пушков

0
380
"Аутсорс", или Вариация на тему преступления и наказания

"Аутсорс", или Вариация на тему преступления и наказания

Вера Цветкова

Главный герой продает право на убийство "смертников" родственникам их жертв

0
430
«Торговцы резиной» выйдут на сцену в марте

«Торговцы резиной» выйдут на сцену в марте

НГ-Культура

0
410
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
2035

Другие новости