0
6894
Газета Культура Интернет-версия

28.01.2021 18:59:00

Булгаков из Табакерки. Премьера спектакля "Мольер, avec amour" в постановке Сергея Газарова

Тэги: табакерка, театр, премьера, мольер. михаил булгаков, театральная критика


табакерка, театр, премьера, мольер. михаил булгаков, театральная критика Действие разворачивается на подиуме – всю постановку можно описать словом «пестрота». Фото с сайта www.tabakov.ru

В театре Олега Табакова состоялась премьера «Мольер, avec amour» по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Полоумный Журден». Действие разворачивается на подиуме, что вполне логично: постановка Сергея Газарова – это показ мод, за которым с портретов наблюдают два Мольера и собственно сам Булгаков. Скромная декорация, по решению художника Александра Боровского, служит и дверьми, за которыми скрываются герои, поэтому на зрителя периодически смотрит то правый глаз Жан-Батиста, то левый Михаила Афанасьевича, и наоборот.

Как и в пьесе, здесь использован прием театра в театре. Шоу открывает репетиция по фехтованию. Труппа в трениках под эпичную музыку во главе с актером Бежаром учится управляться с рапирой. Но неожиданно, словно из другой эпохи, появляется слуга Брэндавуан и сообщает, что господин Мольер заболел. Чтобы спасти ситуацию и сыграть положенный спектакль, седому мэтру остается только взять на себя роль Журдена и быстренько распределить все остальные между молодыми дарованиями. И до этого момента все идет более чем прилично. А вот потом…

Режиссер облил постановку ведром гламурной глазури. По подиуму дефилирует жена полоумного Журдена, играет ее Александр Фисенко. Вроде бы мы недалеко ушли от Булгакова: его Юберу вечно достаются женские роли. Но только в зале, увидев госпожу Журден, начинают шутить: «Наргиз!» Увы, из общего у госпожи Журден с поп-певицей – только лысая голова, в целом такой имидж ближе к Кончите Вурст. Короткий, выше колен кринолин, а потом и облегающее мощные бедра красное платье, ботфорты на высоких каблуках, боевой раскрас, жеманство и деланая грация – все это смешно до ужаса, но уж больно приторно. Работа художника по костюмам Марии Боровской огромна, но столь намеренное гротескное подчеркивание интимных мест у той же госпожи Журден или Дон Жуана граничит с откровенной вульгарностью. Когда зритель видит учителя по фехтованию в кожаных трусах с шипами (Василий Бриченко), он явно смотрит не в его прекрасные глаза. Конечно, можно было бы передать привет античной комедии, но вряд ли здесь имелось в виду то значение, которое вкладывали древние в костюмы комиков.

Спектакль держится на образе полоумного Журдена. Блистательно сыгранный герой в исполнении Михаила Хомякова кажется абсолютно лишним на этом празднике жизни, хотя изо всех сил к нему стремится. Он мил, обаятелен, глуп и неуклюж. Его каждое приседание в узких малиновых штанах заставляет хохотать. Бедняга до тряски боится своей жены, которая с яростью мясника и точностью самурая способна не просто выщипать перышки маркизе Доримене (Ольга Красько), но обрубить их остро заточенными ножами. Вокруг хозяина пляшут учитель музыки и театра (Павел Шевандо) и учитель танцев (Павел Чернышев). Невероятно пластичные, они одновременно создают хаос и приводят дом в движение. Безумие привносит и взлохмаченный философ Панкрасс (Игорь Петров), устраивая нечто вроде сеанса черной магии с криками на разных языках.

Всю постановку можно описать словом «пестрота»: начиная от сочетания воротника-раф с кожаной курткой в перьях и заканчивая игрой разноцветных огней (художник по свету Дамир Исмагилов). Здесь перемешаны бальные, латиноамериканские и восточные танцы, а изящные старомодные жесты сменяются нервными взмахами рук и ног (режиссер по пластике Леонид Тимцуник). Но только непонятно, что делать со всем этим прекрасным безобразием. Очевидно, что в целом постановка рассчитывалась на массовую аудиторию, которую уже ничем не проймешь, кроме инфернального смеха и пикантных деталей, и которая пришла в театр отдохнуть. Наверное, Воланд и его свита тоже изрядно повеселились бы такой эстетической дьявольщиной, сидя где-нибудь на последнем ряду вместе с черными манекенами. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Наталия Григорьева

Анна Пересильд, Милош Бикович и Ирина Горбачева сыграли персонажей Льюиса Кэрролла в современной России

0
487
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
436
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
346
Почему погиб поэт

Почему погиб поэт

Наталия Григорьева

Фантазия на тему последнего дня жизни Михаила Юрьевича Лермонтова

0
2056

Другие новости