0
3332
Газета Культура Интернет-версия

07.02.2021 17:58:00

Окна нереальности. В галерее Ovcharenko открылась выставка памяти Ивана Чуйкова

Тэги: галерея, ovcharenko, выставка, иван чуйков, концептуализм


галерея, ovcharenko, выставка, иван чуйков, концептуализм Из серии «Знаки б/у». Фото со страницы галереи Ovcharenko в Facebook

В мае классику концептуализма Ивану Семеновичу Чуйкову исполнилось 85. В ноябре он умер в Германии от последствий коронавируса. Его образ и его работы – неотъемлемая часть сегодняшних выставок, вот и сейчас на ретроспективе Игоря Макаревича и Елены Елагиной в Московском музее современного искусства есть большой портрет Чуйкова, написанный Макаревичем на оконной раме как посвящение знаменитой чуйковской серии «Окна», которую он начал в 1967-м и продолжал вести в новом тысячелетии. В проекте «Тень души, но заостренней чуть», что открылся в Мультимедиа Арт Музее как размышление о пандемийном годе, показывают как раз сделанные уже в 2000-х Чуйковым «Окна». Галерист Владимир Овчаренко сотрудничал с Иваном Семеновичем с 1990-х и сейчас на Винзаводе открыл выставку «И прекрасный вид из окна» – очень краткий конспект этапов творческого пути Чуйкова.

У входа на выставку – видеоинтервью: молодой Олег Кулик беседует с Иваном Чуйковым на открытии выставки-инсталляции «Теория отражения 1». Галерея «Риджина» (ныне – Ovcharenko), 1992 год, а задумана инсталляция была, по словам художника, чуть не за 15 лет до того. Инсталляция, находящаяся теперь в коллекции Stella Art Foundation, – ядро нынешней эскпозиции. Над ней висят окна из серии «Знаки б/у» (представленной в «Риджине» в 2015-м), перед ней – эскизы работ для опять-таки знаковых серий «Окна», «Фрагменты» и т.д.

Установленные на постаментах пять узких арочных окон – что зеркала кокоток или архитектурные элементы каких-нибудь модерновых особняков. Но всё – не то. Фикция. Явный обман зрения, критика взгляда и всевозможных отражений «реальности». Есть данность картины, при всем подобии не равная привычной реальности, картина у Чуйкова не открывает окно в мир, а заставляет задуматься о том, как на нас воздействуют образы и насколько критично мы готовы к ним относиться.

Эти арочные окна – игра в отражения, исследование восприятия: перед ними появляются нехитрые натюрморты, то «отраженные» в стеклах рисунком, то – вторым таким же натюрмортом по ту сторону стекла, то не без иронии (не) обнаруживающие себя в напечатанном на стекле каком-то другом натюрморте... Вариации на тему. «Знаки б/у» – окна с огромными фрагментами то каких-то супрематических фигур, то пятиконечной звезды, то даже свастики. Художник тогда говорил в интервью, что прежде всего его интересовали идеологические знаки: «Наполняясь в разных ситуациях разными смыслами, они в конце концов теряют всякий символический смысл, но, напитавшись энергией бесконечного использования, обретают страшную, магическую силу». На что способны вырванные из контекста, но узнаваемые фрагменты? Насколько окно с наглухо закрашенным силуэтом вермееровской «Девушки, читающей письмо у открытого окна» (в витрине лежит фотография работы) может адресовать к первоисточнику, славному упоительно переданными ощущениями наполненности пространства воздухом и светом? Концептуалисты переформатировали картину, превратив ее в объект, и этот ход, в частности, вскрывал языковую игру: объект – это вещь, одновременно объект – однокоренное «объективности» слово. Объективности нет, есть вопрос восприятия, зазоров между смотрением и видением, считыванием. Чуйков – художник европейского образа мыслей.

IMG_20210204_174051_3-350.jpg
Инсталляция "Теория отражения 1" и серия
"Знаки б/у" Ивана Чуйкова.
Фото Дарьи Курдюковой
У него фикция спорит с реальностью (навязанной кем бы то ни было), иллюзия – с пресловутой объективностью. «Фикция есть то, что возникает между произведением и зрителем», – как-то написал он. Картина никому ничего не должна. Это было актуально во времена неофициального искусства и зарождения московского романтического концептуализма. Это актуально сегодня.

Первая ретроспектива Ивана Чуйкова прошла в Третьяковке в 1998 году. В 2010-м его ретроспективу устроили в Московском музее современного искусства (см. «НГ» от 11.11.10). Много лет прошло, многое было сделано – и показано в той же «Риджине». Сегодня почти все наши крупные музеи так или иначе занимаются contemporary art – нужно было бы сделать новую ретроспективу. Та, 2010-го, завершалась «Лабиринтом»: зритель уносил из него таблички с надписью «Свободны». Искусство, само мышление Чуйкова были об этом. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
724
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
649
Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Дарья Курдюкова

Объединения в видения

0
2431
Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Василий Матвеев

На выставке "Архитектура и мода. В потоке времени" представлены платья горожанок XVIII–XX веков

0
5704

Другие новости