0
5185
Газета Культура Интернет-версия

14.02.2021 18:19:00

Почти взрослые игры "Жестоких детей"

В Театре имени Наталии Сац показали оперу Филипа Гласса с пометкой 16+

Тэги: детский театр, москва, премьера, опера, жестокие дети, филип гласс


детский театр, москва, премьера, опера, жестокие дети, филип гласс Брат и сестра живут в мире фантазий. Фото с сайта www.teatr-sats.ru

На Малой сцене главного детского театра столицы прошел показ оперы Филипа Гласса «Жестокие дети», продолживший серию премьерных показов, прерванных локдауном. Режиссер Георгий Исаакян представил историю о детях на пороге взросления, которая апеллировала явно не к юным зрителям (на афише даже стоит маркировка 16+). В этом плане театр продолжает расширять собственные репертуарные границы, не ограничиваясь условными «Дюймовочками», не боясь экспериментировать. Обращение к опере лидера американского минимализма – не заход на новую территорию, а почти сформировавшаяся в Театре Сац тенденция: не так давно здесь состоялись сразу две премьеры современных композиторов: «Звероопера» молодого автора Игоря Холопова и «Упражнения и танцы Гвидо», «антиопера» мэтра Владимира Мартынова.

Оперное творчество Гласса российской публике знакомо лишь по спектаклю «Сатъяграха» Урал Оперы Балета: все остальное – настоящая terra incognita, которую Исаакян благородно отважился покорять. В опере «Жестокие дети» основа основ – маньеристский роман Жана Кокто «Ужасные дети», который Гласс и его соавтор Сьюзен Маршалл значительно сократили, оставив лишь разговорные диалоги и речь рассказчика. Сюжет строится вокруг противоречивых (в буквальном смысле от любви до ненависти) отношениях брата и сестры Поля и Элизабет – двух лишенных любви и заботы подростков, проводящих все свое время в пространстве комнаты. Чтобы уйти от трагической действительности они предпочитают жить в своем выдуманном мире сновидений и фантазий, своего рода игре, ведь «игра подчиняла себе пространство и время, соединяла мечты с реальностью». Но когда в их крошечный мир, как снежок со школьного двора, ударяет любовь, то игра становится уже недетской и приобретает характер психологической драмы: приревновав брата к своей подруге Агате, Элизабет делает так, чтобы та вышла замуж за другого – Жерара, а в финале, движимая чувством «не доставайся же ты никому», заставляет Поля выпить яд.

Режиссер поместил публику внутрь той самой комнаты, где живут Элизабет и Поль: в сценографии мгновенно узнается неповторимый минималистский стиль Ксении Перетрухиной. Георгий Исаакян словно размышляет на тему «куда уходит детство», показывая постепенное взросление этих четверых, которые то грустят, лежа в своих кроватях, то погружаются в ванну, чтобы смыть остатки бытия, то устраивают дискотеку. А финальную сцену режиссер превратил в самую настоящую игру – в бадминтон, где они сражались в перекрестном «бою»: вокалисты при этом героическим образом не прекращали петь (впрочем, на протяжении всего спектакля им приходилось еще постоянно менять одежду, созданную художником по костюмам Алексеем Лобановым).

На показе «Жестоких детей», о котором идет речь, оказался довольно крепкий состав исполнителей: Мария Деева (Элизабет), Александра Антошина (Агата), Максим Дорофеев (Жерар) и Андрей Юрковский (Поль). Небольшие интонационные неточности и плывущее звучание французского языка вполне можно простить с учетом сложности и режиссерских задач, и самой партитуры Гласса, где реплики героев – это непрерывные речитативы и мелодекламация в духе опер Дебюсси или Пуленка. Вместо оркестра здесь четыре пианистки (Анастасия Зимина, Ирина Красавина, Олеся Потапова и Дарья Смирнова), сидевшие за своими электропианино в разных точках сцены и воспроизводившие забойные ритмы и убаюкивающие фрагменты мелодии (паттерны) под управлением дирижера Алевтины Иоффе. Сама музыка Гласса, несмотря на свою кажущуюся монотонность, от увертюры до финала держала в постоянном напряжении, эмоционально закручивая в свою воронку. Посмотрим теперь, окажет ли гипнотическое воздействие этот спектакль на членов жюри премии «Золотая маска»: «Жестокие дети» представлены сразу в четырех номинациях в категории «Опера/спектакль». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
814
Наше всё Юра Борисов

Наше всё Юра Борисов

Елизавета Авдошина

14 февраля в прокат выйдет фильм "Пророк. История Александра Пушкина"

0
761
Цифровые сервисы приходят в столичные учреждения культуры

Цифровые сервисы приходят в столичные учреждения культуры

Татьяна Астафьева

Высокотехнологичные платформы упрощают связь горожан с библиотеками, театрами, кружками и секциями

0
686
О специальной военной операции в зеркале социологии

О специальной военной операции в зеркале социологии

Заметная доля сомневающихся как способ верификации исследования

0
2055

Другие новости