0
5472
Газета Культура Интернет-версия

06.04.2021 18:42:00

От императора до самозванца. В Музеях Кремля вспоминают эпоху Лжедмитрия

Тэги: музеи, московский кремль, выставка, рюриковичи, лжедмитрий


музеи, московский кремль, выставка, рюриковичи, лжедмитрий Одна из линий выставки – религиозная жизнь правителей. Фото агентства «Москва»

Продолжая посвященный государям Средневековья выставочный цикл, в котором уже были показы об Иване III (2007), Иване Грозном (2013) и Борисе Годунове (2016), Музеи Московского Кремля теперь вспоминают о Смутном времени и том, что ему предшествовало. «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» – проект двухчастный, предметы собирали по десяти российским и европейским музеям, поскольку памятников, связанных с последними Рюриковичами, в царской сокровищнице сохранилось мало. В Одностолпной палате Патриаршего дворца объединили экспонаты, связанные с жизнью правителей XVI века, а в выставочном зале Успенской звонницы речь идет о Лжедмитрии I.

Известен облик Лжедмитрия, но не то, кем он был. Возможно, настоящего его имени мы никогда не узнаем. Сам он называл себя императором, история запомнила его самозванцем. Появившийся в Польше в 1603 году, через 12 лет после убийства царевича Дмитрия, Лжедмитрий I предстает, в частности, на медалях и на выполненной в Аугсбурге Лукасом Килианом гравюре. Он крепкий молодой человек с крупным носом и бородавкой. По свидетельствам современников, «желт лицом, смугловат, обладал большою силою в руках, лицо имел широкое и большой рот, был отважен и неустрашим, любил кровопролития, хотя не давал это подметить».

Сохранились даже части доспеха Лжедмитрия. На них помещено изображение Большой печати Ивана Грозного (свою Лжедмитрий заказать, по-видимому, не успел: в силу его императорских амбиций на ней нужно было зафиксировать этот новый титул). Как пишет в каталоге сокуратор выставки Юрий Зыбалов (проект они готовили с Сергеем Орленко), применение печати в декоративном убранстве было редкостью и в данном случае «лучше всего подходило для манифестации… законности власти». Довольно удивительно, что изготовлены доспехи нового и не вполне легитимного правителя были в оружейной мастерской замка Сфорца в Милане. На просьбу прокомментировать этот факт Сергей Орленко ответил, что «точного ответа не даст никто. Безусловно, это был заказ, сделанный у лучших оружейников Европы либо самим Лжедмитрием, либо, возможно, для него. Может быть, польским королем или тестем, сандомирским воеводой Юрием Мнишеком. Сомневаюсь, что в историю этого доспеха когда-нибудь будет внесена полная ясность. В зале экспонируются наручи, оплечье и набедренники, а кираса хранится в Чикагском институте искусств. Он был разъят на части, но трудно сказать, когда это произошло. Эти (хранящиеся в Военно-историческом музее Петербурга и экспонируемые сейчас. – «НГ») части были приобретены, если не ошибаюсь, в XIX веке у одного антиквара в Париже, и только потом доспех идентифицировали как принадлежавший Лжедмитрию – по печатям Ивана Грозного».

Что касается этой Большой государственной печати, ею скрепляли международные документы – за 11 месяцев правления Лжедмитрия таковых подписано не было. Католик, в качестве повседневной одежды предпочитавший польский гусарский костюм, Лжедмитрий грезил созданием первого в России университета и освобождением Константинополя от турок. Он помиловал заговорщика Василия Шуйского, чтобы показать великодушие, и велел вынести тело Бориса Годунова из усыпальницы в Архангельском соборе, чтобы стереть память о нем. О коротком правлении Лжедмитрия известно не так много, поскольку львиная доля документов утрачена.

И придворная жизнь монархов XVI века, и чехарда претендентов на власть эпохи Лжедмитрия здесь предстают собранием предметов (архитекторы Агния Стерлигова и Елена Рассадина лейтмотивом второй части выбрали частокол), среди которых есть, например, небольшие – мерные – иконы. Считается, что обычай создавать такие иконы (в меру роста) с образом святого покровителя прижился после 1554 года, когда у Ивана Грозного родился сын Иван. Покровителем царевича Дмитрия был Димитрий Солунский, и эта икона на выставке тоже есть. Здесь показывают религиозные предметы, оружие, парсуны (не только как историческое свидетельство, дающее хотя бы приблизительное представление об облике, скажем, Михаила Скопина-Шуйского, но и как пример развития живописи на пути от исключительно религиозной к светской), портреты, ювелирной выделки корабли (кубки и декоративное украшение на стол), аналогичные тем, что польский король Сигизмунд III дарил на свадьбу Лжедмитрию и Марине Мнишек. И, разумеется, регалии, в том числе скипетр и держава, впервые введенные в церемониал при венчании на царство Лжедмитрия.

Отдельной строкой идут документы, от «расспросной речи», зафиксированной во время расследования гибели царевича, до Жалованной грамоты Лжедмитрия I сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку на половину Смоленской и Северской земель и польскому королю Сигизмунду III на другую половину. Тут, конечно, жалеешь, что прочесть их неспециалист не может, а расшифровка не дана: эпоху хочется услышать от первого лица.

«Отсутствие кровных родственников по мужской линии угасшего рода Калитичей стало результатом всей династической политики московских самовластцев, начиная от великого князя Ивана III и кончая его внуком царем Иваном IV», – пишет в каталоге заместитель гендиректора Музеев Кремля по научной работе Андрей Баталов о событиях, последовавших за гибелью царевича Дмитрия и царя Федора Иоанновича. Нынешняя выставка – о кризисе власти в том числе. Вещный мир – комментатор времени, видеть эти предметы важно, но без подробных каталожных статей кураторов и Баталова понять их связи с развитием сюжета о Смуте иногда непросто. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2077
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2003
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
13525
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9073

Другие новости