0
5572
Газета Культура Интернет-версия

11.04.2021 18:19:00

Чичиков на балу у сатаны

Премьера "Мертвых душ" прошла в Малом театре

Тэги: малый театр, премьера, мертвые души, алексей дубровский


малый театр, премьера, мертвые души, алексей дубровский В спектакле заняты звезды Малого театра. Фото Евгения Люлюкина с сайта www.maly.ru

На исторической сцене Малого театра состоялась премьера гоголевских «Мертвых душ» в инсценировке Михаила Булгакова. Режиссер Алексей Дубровский поставил масштабный спектакль о том, как привлекательно бывает зло.

Занавес открывается, и вот уже на фоне гигантской карты Российской империи с невозмутимым профилем Гоголя о своих наполеоновских планах размышляет Павел Иванович Чичиков. Сейчас он сядет в бричку и отправится скупать умерших крестьян, которые на бумаге числятся как живые. Что называется, он сказал: «Поехали!», он махнул рукой. На вращающейся сцене будут сменять друг друга декорации: то убогий двор со свиньями и гусями, то люксовая беседка Манилова с бассейном или комната Коробочки с мягкими подушками на стульях и шкафчиками, набитыми пенькой. Художник-постановщик Мария Утробина, следуя за писателем, постаралась максимально отразить внутренний мир героев с помощью тех предметов, которые их окружают. Один из главных шедевров сценографии – плюшкинская куча, куда в художественном беспорядке свалено все, что только можно помыслить. А когда хозяин бросает в нее очередную вещь, над грудой хлама густым облаком поднимается пыль.

Интерьеры вырисовываются в абсолютной темноте: декорации то вырастают из-под земли, то грозно и величественно спускаются сверху, как, например, уставленный яствами длинный стол. Но как только стены исчезают, пространство остается пустым: бал у губернатора под музыку Родиона Щедрина выглядит не менее зловеще, чем великий бал у сатаны, описанный Булгаковым. Да и сам Чичиков со своими гротескно-услужливыми танцевальными движениями почему-то напоминает Фагота Коровьева. К слову, у Павла Ивановича и дорожный плащ в клеточку. История с аферой потрясла маленький российский город XIX века и превратилась в притчу. Художник по свету Андрей Изотов добавляет спектаклю мистики в моменты, когда зритель понимает, что речь зашла не просто о продаже умерших крестьян, но о сделке с дьяволом. Когда помещики соглашаются на авантюру, они застывают, словно герои «Последнего дня Помпеи» – очевидно, в ожидании Страшного суда.

Исполнитель главной роли Алексей Фаддеев сделал Чичикова милейшим подонком. Зло в его лице оказывается настолько обаятельным, что ты с первых минут невольно восхищаешься этой диковинной птицей, которая поистине отличается умом и сообразительностью по сравнению с другими действующими лицами. Павел Иванович способен обдурить сахарного Манилова: герой Александра Клюквина по-женски взвизгивает от удивления, восторга и страха и при любом удобном случае сгибается вперегиб. Труднее приходится дельцу с помещиком Собакевичем: Борис Невзоров рисует его широкими, грубыми мазками, как и Гоголь, – такой же крепкий, практичный, смекалистый хозяин, который сам на огромном столе делает кресты почившим каретнику Михею и плотнику Степану Пробке. Коробочка Ирины Муравьевой тоже не так проста – тысячу раз перестраховывается, потому что уж слишком боится продешевить. Ее отчаянное «почем ходють мертвые души», кажется, должно стать визитной карточкой этого спектакля. Одним из наиболее сильных в галерее получился портрет Плюшкина. Василий Бочкарев настолько слился с «прорехой на человечестве», что личности актера уже и не видно – осталась только чистая сущность гоголевского образа. Палки в колеса чичиковской бричке ставит Ноздрев. Виктор Низовой делает его самым энергичным и неуемным персонажем, который вносит беспорядок, подобно сорвавшейся с цепи собаке, и на всю округу оглашает тайну Павла Ивановича.

Когда аферист оказывается за решеткой, вдруг начинаешь его жалеть – но Чичиков-то выберется на свободу, а вместо него в клетку попадешь ты сам. Сострадая подлецу, мы добровольно лезем в его шкатулку и с ужасом слышим, как мгновенно захлопывается крышка. Павел Иванович подкупает нас, пользуясь добрыми побуждениями доверчивой человеческой души. Поэтому и финал спектакля так трагичен. Окутанный облаком дыма Чичиков плавно воспаряет к небесам. Тенор в сопровождении хора по-литургически торжественно исполняет «Вижу чудное приволье…», как бы продолжая печальные размышления писателя о птице-тройке. Но куда мчится хрестоматийная бричка, мы так и не узнаем. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1597
Наше всё Юра Борисов

Наше всё Юра Борисов

Елизавета Авдошина

14 февраля в прокат выйдет фильм "Пророк. История Александра Пушкина"

0
1869
Андроид-компаньон устраивает бунт

Андроид-компаньон устраивает бунт

Наталия Григорьева

Парень настроил девушку под себя – и просчитался

0
3294
Итальянский режиссер оживил традицию

Итальянский режиссер оживил традицию

Марина Гайкович

Шаляпинский фестиваль в Казани открылся премьерой оперы "Кармен"

0
5619

Другие новости