0
5987
Газета Культура Интернет-версия

18.05.2021 18:57:00

Иван Кудряшов увел театр в супрематизм, а абстракцию – в космос

К 125-летию авангардиста Третьяковка открыла его первую большую ретроспективу

Тэги: третьяковская галерея, ретроспектива, выставка, супрематизм, иван кудряшов


третьяковская галерея, ретроспектива, выставка, супрематизм, иван кудряшов «Супрематизм. Общая схема росписи зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге» – самая известная работа Ивана Кудряшова. Фото агентства «Москва»

«Школа Малевича. Большое влияние левого искусства, от которого ему труден переход к реальной форме» – это «вердикт» из протокола заседания Комиссии по перерегистрации членов МОССХ 1938 года. Как «формалист» Иван Кудряшов (1896–1972) был исключен из Московского отделения Союза художников и лишен возможности выставлять работы, следующие 31 год его искусство станет практически затворником в доме Военторга, где он жил. Там в конце 1950-х его открыли для себя и для коллекционера Георгия Костаки художники Владимир Немухин и Лидия Мастеркова. Теперешняя ретроспектива в Новой Третьяковке рассказывает о 15-летних исследованиях, проведенных кураторами Ириной Прониной и Игорем Смекаловым. На ней удалось объединить более 300 экспонатов, включая архивные материалы, из Узбекистана, России, Греции и Франции.

Схема росписи зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге начала 1920-х годов – самая известная работа Кудряшова, непременно репродуцируемая в книгах об авангарде (помимо каталога к выставке издано исследование Игоря Смекалова об этой оренбургской работе). Супрематизм с непременным красным акцентом торжествует здесь на занавесе, в каждом ярусе, на потолке. Это главный супрематический проект самого художника и главный в плане выхода в архитектуру проект Уновиса (Кудряшов организовал оренбургский филиал общества «Утвердители нового искусства»). В Третьяковке его впервые реконструировали в виде объемной конструкции: космическое парение супрематизма в статичной оболочке производит сильное впечатление. Реализовать проект Кудряшову не дали. Тогда, в 1921-м, газета «Коммунар» отозвалась на него в духе «нечто в виде зрительской галлюцинации». Зато в 1923-м схему повезли на Первую русскую художественную выставку в амстердамский Стеделийк-музеум. В собрание ГТГ она перешла из коллекции Костаки в 1977 году.

Ученик Малевича (к которому перешел от голуборозовца Павла Кузнецова) и Певзнера, Кудряшов в 1920-м уехал в Оренбург, где нес новое искусство в массы, став инструктором местных Государственных свободных художественных мастерских и руководителем класса живописи. В 1920-х он начал разрабатывать в искусстве эстетику космизма, вступил в Общество станковистов (ОСТ). В войну, будучи призванным в армию, служил надзирателем в тюрьме НКВД в Подмосковье и заболел туберкулезом. Уже в оттепельное время Кудряшов в очередной раз безуспешно просил восстановить членство в МОСХ… Аллюзией на вынужденное «время внутренней эмиграции», как называет довольно замкнутую жизнь Кудряшова в доме Военторга Ирина Пронина, и одновременно на лабораторный характер его творчества архитекторы выставки Кирилл Асс и Надежда Корбут сделали притворенные створки окон. То ли мы пытаемся заглянуть в мастерскую, то ли находимся внутри, отгороженные от мира.

Наследие художника разделено между четырьмя странами. Огромный корпус произведений попал в знаменитый нукусский Музей искусств Каракалпакстана благодаря его легендарному основателю Игорю Савицкому. Помимо Костаки, чье собрание было разделено между Москвой и Салониками, другая важная часть работ художника хранится в Центре Помпиду. Ирина Пронина рассказывает, что скорее всего это произошло после выставки 1970-го в парижской галерее Жана Шовлена: по-видимому, передача работ в музей была одним из условий, на которых «боязливый Кудряшов» согласился на выставку. Имя Кудряшова на слуху, но прежде цельного образа художника не складывалось, говорила куратор. В ходе исследований открылся пласт неизвестных работ.

Охватывающую период с 1918 по 1970 год ретроспективу строят вокруг двух основных, между собой у Кудряшова переплетенных, тем. Супрематизм, путь к которому лежал через кубизм, – и космизм; они помещены в контекст работ современников и открывших художника Немухина и Мастерковой. Супрематический этаж с космическим соединяет «Автопортрет» 1932 года, пример кудряшовского обращения к фигуративной живописи, но отнюдь не пример перехода на рельсы реализма. В колористически лаконичной картине он ищет светоносности цвета и вообще сам образ дает, кажется, через поиск – это вглядывающийся, ждущий, опять же ищущий чего-то художник. Тот самый лабораторный «темперамент» его искусства кураторы показывают тоже через поиск: сходные мотивы он мог методично развивать во множестве рисунков.

Космос как предчувствие в работах 1920-х и как утверждение в 1960-х (интересно, что в цикле рисунков с космонавтом он, давно отвернувшийся от супрематизма, похоже, вспоминает как раз его, когда уходит от простого, натуралистичного контурного рисунка) – самая завораживающая здесь часть помимо супрематического театра. В «Конструкциях прямолинейного движения», в «Траектории полета Земли вокруг Солнца», в «Свечении (Люминесценции)» Кудряшов фактически до неразделимости сближает абстрактную живопись с размышлениями о космосе (они здесь не иллюстрация к каким-нибудь теориям, а скорее энергия). То есть о пространстве, движении и свете. Холсты поражают светоносностью лессировочной живописи, заставляя вспомнить и лучизм Ларионова (еще в 1913-м Кудряшов был вдохновлен ларионовским новым направлением на выставке «Мишень»), и электроорганизм Редько.

На вопрос «НГ», был ли Кудряшов с Редько знаком, Ирина Пронина ответила, что «документальных свидетельств нет». Когда речь идет о светоносности и глубине цвета, это объясняется словами Кудряшова, что нужно писать с рембрандтовской глубиной. «Большая глубинность Рембрандта становится бесконечной сферой в современной живописи пространства, свет там и здесь – генеральное формулирующее начало», – писал художник в 1925 году. Игорь Смекалов говорит: «Складывается впечатление, что они были в курсе работы друг друга, но при кажущейся даже теоретической близости друг от друга оказываются достаточно дистанцированы. Не случайно Кудряшов работал в ОСТе, которому по задачам своего искусства не соответствовал, но отстаивал идеи станковизма, и они его удерживали в этом объединении. Но думаю, что отвлеченность искусства Кудряшова противостояла тенденции к натуралистическому толкованию, которая в определенный момент проявилась у Редько. Хотя это самая тонкая дистанция, вопрос, который надо еще долго обдумывать. Когда я читаю тексты Редько, понимаю, что они с Кудряшовым, казалось бы, очень близки. Но подтверждений связей между ними нет». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дарья Курдюкова

Арт-критик, автор книги и сокуратор выставки Юрия Ларина – о биографии и метафизике художника

0
2691
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2131
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2050
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14011

Другие новости