0
4032
Газета Культура Интернет-версия

23.05.2021 18:59:00

Мягкая родина без взлетов и падений. На новой площадке Ruarts будут показывать коллекцию фонда

Тэги: современное искусство, выставка, коллекция, мягкая родина, фонд, ruarts


современное искусство, выставка, коллекция, мягкая родина, фонд, ruarts «Девушка в леопардовой шкуре» Александра Шишкина-Хокусая в разделе «Ловушка тела». Фото с сайта www.ruarts.foundation

Фонд Ruarts был основан Марианной Сардаровой в 2003-м, и сейчас коллекция современного искусства насчитывает около 2,5 тыс. произведений. Недавно к галерейному – коммерческому – пространству в 1-м Зачатьевском переулке добавилась новая площадка в пять этажей в Трубниковском переулке, где обещают показывать некоммерческие проекты, то есть тасовать работы из собрания фонда. Впрочем, разделения художников между тем и другим пространствами, кажется, нет, так что, видимо, площадки должны работать друг на друга. К открытию нового здания Глеб Глонти и Михаил Мясоедов сделали новую аудиовизуальную инсталляцию «Вечные ценности», но доминирует здесь проект-аранжировка коллекции «Мягкая родина».

Если держать в памяти название выставки и искать именно «Мягкую родину», то зрительский маршрут из точки А проложен в точку В, как от характерного для Дмитрия Цветкова рукоделия в виде красной карты той самой «Мягкой родины» 2011-го, нависающей над зрителем, как лоскутное одеяло – до наивной психоделики Леонида Пурыгина образца 1975-го. Главный герой картины «СССР» – какой-то херувим-мутант с женской грудью, увенчанный пятиконечной звездой.

Но в целом заглавие выставки довольно условно, это один из распространенных вариантов показывать частное собрание (в данном случае есть два вектора собирательских интересов Марианны Сардаровой: нонконформисты и художники, появившиеся потом), пытаясь взять его в тематические скобки. «Родина» обещает заходной текст, здесь возвращается к понятию «рода» и «места рождения», но одновременно связана с отношениями человека и государства. Строго говоря, тема могла быть задана как угодно, набор художников вполне ожидаемый, джентльменский: от Краснопевцева до Мамышева-Монро, от Кулика до Нестора Энгельке, от АЕС+Ф до Шишкина-Хокусая… Вслед за цветковской «Мягкой родиной», эдакой виньеткой выставки, этажи-разделы выстроены по принципам, логика которых меняется на ходу. Сперва это «Метафизика пространства», следом – кульбит к сюжету «Ловушка тела. Определенный род», вроде бы логично, что дальше, от общего к частному, наступает черед разума – это «История ментальности. Свой – чужой». Тут довольно предсказуемо и без особых затей объединены не только, но преимущественно художники андеграунда второй половины XX века: Вулох, Рухин, Шварцман, Штейнберг, Соков... Вступительный текст, будто к финалу показа слова стали «выдыхаться», воспроизводит в максимально общих чертах то, что принято говорить о неофициальном искусстве того времени (и, кажется, эти общие слова – все, что теперь имеется об отношениях личности и государства). Дополнено это не комментариями к работам (на первых этажах какие-то попытки пояснить их были), но списком художников, то есть от сюжета нас привели к собранию имен. Тексты на выставке вообще вызывают вопросы.

«Метафизика пространства» застревает между цветковской «Мягкой родиной» и ржавой коробкой «Дома 15» Рината Волигамси, между ними же оказывается давнишний мем, объединяющий Пушкина с Путиным, в случае Маяны Насыбулловой это бюст первого, лицо второго и заголовок «Наше все». В «Ловушке тела» застыли травестия Мамышева-Монро и «выцарапанный» «Деревянный портрет #6» Нестора Энгельке, фаллический «Минарет #7» Айдан Салаховой, инсталляция Виты Буйвид, составленная работами из серии Prime time: нагие красотки из глянцевых журналов стали новой реальностью в том смысле, что теперь живут на огромных полотнах. И вяжут чулки, уткнувшись в телевизор с ретронарезкой: вяжут так долго, что те уже выползли на середину комнаты. «Работы Виты Буйвид… Владислава Мамышева-Монро демонстрируют широкий спектр эмоций, большинство из которых действует как катарсис», – сообщает текст к разделу. Хочется добавить: что бы это ни значило.

С нонконформистами в каком-то смысле сложилось лучше всего, просто потому, что это стало самодостаточной частью, которую, в общем (см. выше), не пытались втиснуть в тематические рамки. Ну, просто есть, и хорошо. Выставка в целом воображение не поражает, это конвенциональный проект в духе «все обо всем» с обязательными именами, которые надо было показать к открытию здания. Но площадка выгодная. Вопрос в том, как ее будут заполнять: «Мягкая родина» работает аж до конца сентября. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
1015
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
936
Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Дарья Курдюкова

Объединения в видения

0
2777
Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Василий Матвеев

На выставке "Архитектура и мода. В потоке времени" представлены платья горожанок XVIII–XX веков

0
5985

Другие новости