0
3972
Газета Культура Интернет-версия

20.06.2021 18:04:00

Дайте "Тишины". Куратор Андрей Мизиано — об инсталляции Павла Альтхамера в музее современного искусства "Гараж"

Тэги: современное искусство, выставка, инсталляция, тишина, павел альтхамер, андрей мизиано, интервью

Полная online-версия

современное искусство, выставка, инсталляция, тишина, павел альтхамер, андрей мизиано, интервью Это художественное пространство мыслится как зона для уединения и медитации. Фото © Пресс-служба музея «Гараж»

Гуляя по шумному парку Горького вокруг здания «Гаража», легко не заметить то ли запущенный сад, то ли островок леса – коряги, лесные цветы, все вроде как обычно, но, если приглядеться, это сконструированный мир. Инсталляция «Тишина» польского художника Павла Альтхамера – пространство, которое организаторы мыслят местом уединения и даже медитации. Наряду с представленной в атриуме музея инсталляцией Наталии Турновой «Яйцо и Камень» (куратор – Екатерина Иноземцева) работа Альтхамера, как пишут в музее, – это «диалог на территории «после искусства» или «не искусства», сознательно преодолевая всякую современность (стилистическую, материальную, дискурсивную)». На презентации работ несколько вопросов о том, как в парке Горького появилась «Тишина», куратору Андрею Мизиано задала корреспондент «НГ» Дарья Курдюкова.

Андрей, искусство Павла Альтхамера в Москве представлял еще в 2004 году Государственный центр современного искусства, 10 лет назад он участвовал в большом коллективном проекте «Невозможное сообщество», который курировал в Московском музее современного искусства ваш отец Виктор Мизиано, он же пригласил художника в 5-ю часть своего выставочного «полиптиха» «Удел человеческий» в 2019–2020-м. И было еще несколько выставок с работами Альтхамера. Как начали с ним сотрудничество вы и почему пригласили именно для проекта под открытым небом?

– Мы познакомились как раз на «Невозможном сообществе». Альтхамер не хотел привозить никакие объекты, а приехал со своими соседями по району и решил, что они вместе будут чистить московские улицы. Мне тогда пересказали его объяснение словами «я приехал работать», и это на самом деле вопрос о том, что такое работа социально ориентированного художника. Мой друг работал в мэрии, и я к нему обратился с тем, чтобы помочь эту уборку улиц организовать. Это и дало импульс размышлениям о возможном проекте в будущем. Как известно, у него есть две основные линии деятельности: скульптура и социально ориентированная работа. Мы решили пойти по второму пути, поскольку наш музей – первый, который открыл отдел инклюзии, и работа с людьми с инвалидностью – одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Альтхамер с 1993 года работает с людьми с инвалидностью, занимается арт-терапией, например вместе с соседями по району они могут разбить сад или создать парк скульптур. Нам показалось правильным попытаться свести это вместе, а Павел постарался вовлечь в проект разные сообщества людей, в том числе с инвалидностью. Хотя проект «Тишина» – для всех, специального акцента на инклюзивность здесь нет.

Вы предлагаете проводить, например, медитацию летом в довольно шумном парке. Здесь нет парадокса?

– Но парк в парке – уже парадокс. Хотя конкретно это место нешумное. И если это лишний раз уводит от шума, значит, цель достигнута. Получается своего рода двойная защита от города.

В приуроченной к выставке программе есть, с одной стороны, медитации, с другой – перформансы. Как вы в данном случае их разделяете, или их не нужно делить? И могли бы вы подробнее рассказать о самой программе?

– В данном случае я бы не стал разделять медитации и перформансы. Что касается программы, будет группа «Дорос», чей репертуар состоит преимущественно из русской музыки XVIII-XIX веков, то есть церковной музыки и романсов. Альтхамер давно сотрудничает с уличными музыкантами. У него есть излюбленные приемы формирования своей реальности, и один из таких способов – это корректировка повседневности. Он любит, когда естественный ход вещей сдвигается, но едва заметно. Так, перформанс группы «Дорос» будет проходить без каких бы то ни было анонсов, не по расписанию: пятеро или шестеро мужчин из ансамбля пойдут по парку в повседневной одежде и вдруг, выстроившись в ряд, исполнят 11–12 композиций в течение примерно 40 минут. А потом разойдутся. Это легкая корректировка привычного бытия безо всяких нарочитых смыслов и безо всякого пафоса. Наряду с этим в программу будут входить и иные мероприятия, но они намеренно не анонсируются, дабы соблюсти упомянутый эффект незримого редактирования повседневности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
965
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
889
Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Дарья Курдюкова

Объединения в видения

0
2716
Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Фемида Селимова

Немецкие элиты готовы переложить на свои плечи бремя военной поддержки Украины

0
2394

Другие новости