Это художественное пространство мыслится как зона для уединения и медитации. Фото © Пресс-служба музея «Гараж»
Гуляя по шумному парку Горького вокруг здания «Гаража», легко не заметить то ли запущенный сад, то ли островок леса – коряги, лесные цветы, все вроде как обычно, но, если приглядеться, это сконструированный мир. Инсталляция «Тишина» польского художника Павла Альтхамера – пространство, которое организаторы мыслят местом уединения и даже медитации. Наряду с представленной в атриуме музея инсталляцией Наталии Турновой «Яйцо и Камень» (куратор – Екатерина Иноземцева) работа Альтхамера, как пишут в музее, – это «диалог на территории «после искусства» или «не искусства», сознательно преодолевая всякую современность (стилистическую, материальную, дискурсивную)». На презентации работ несколько вопросов о том, как в парке Горького появилась «Тишина», куратору Андрею Мизиано задала корреспондент «НГ» Дарья Курдюкова.
– Андрей, искусство Павла Альтхамера в Москве представлял еще в 2004 году Государственный центр современного искусства, 10 лет назад он участвовал в большом коллективном проекте «Невозможное сообщество», который курировал в Московском музее современного искусства ваш отец Виктор Мизиано, он же пригласил художника в 5-ю часть своего выставочного «полиптиха» «Удел человеческий» в 2019–2020-м. И было еще несколько выставок с работами Альтхамера. Как начали с ним сотрудничество вы и почему пригласили именно для проекта под открытым небом?
– Мы познакомились как раз на «Невозможном сообществе». Альтхамер не хотел привозить никакие объекты, а приехал со своими соседями по району и решил, что они вместе будут чистить московские улицы. Мне тогда пересказали его объяснение словами «я приехал работать», и это на самом деле вопрос о том, что такое работа социально ориентированного художника. Мой друг работал в мэрии, и я к нему обратился с тем, чтобы помочь эту уборку улиц организовать. Это и дало импульс размышлениям о возможном проекте в будущем. Как известно, у него есть две основные линии деятельности: скульптура и социально ориентированная работа. Мы решили пойти по второму пути, поскольку наш музей – первый, который открыл отдел инклюзии, и работа с людьми с инвалидностью – одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Альтхамер с 1993 года работает с людьми с инвалидностью, занимается арт-терапией, например вместе с соседями по району они могут разбить сад или создать парк скульптур. Нам показалось правильным попытаться свести это вместе, а Павел постарался вовлечь в проект разные сообщества людей, в том числе с инвалидностью. Хотя проект «Тишина» – для всех, специального акцента на инклюзивность здесь нет.
– Вы предлагаете проводить, например, медитацию летом в довольно шумном парке. Здесь нет парадокса?
– Но парк в парке – уже парадокс. Хотя конкретно это место нешумное. И если это лишний раз уводит от шума, значит, цель достигнута. Получается своего рода двойная защита от города.
– В приуроченной к выставке программе есть, с одной стороны, медитации, с другой – перформансы. Как вы в данном случае их разделяете, или их не нужно делить? И могли бы вы подробнее рассказать о самой программе?
– В данном случае я бы не стал разделять медитации и перформансы. Что касается программы, будет группа «Дорос», чей репертуар состоит преимущественно из русской музыки XVIII-XIX веков, то есть церковной музыки и романсов. Альтхамер давно сотрудничает с уличными музыкантами. У него есть излюбленные приемы формирования своей реальности, и один из таких способов – это корректировка повседневности. Он любит, когда естественный ход вещей сдвигается, но едва заметно. Так, перформанс группы «Дорос» будет проходить без каких бы то ни было анонсов, не по расписанию: пятеро или шестеро мужчин из ансамбля пойдут по парку в повседневной одежде и вдруг, выстроившись в ряд, исполнят 11–12 композиций в течение примерно 40 минут. А потом разойдутся. Это легкая корректировка привычного бытия безо всяких нарочитых смыслов и безо всякого пафоса. Наряду с этим в программу будут входить и иные мероприятия, но они намеренно не анонсируются, дабы соблюсти упомянутый эффект незримого редактирования повседневности.
комментарии(0)