0
2969
Газета Культура Интернет-версия

25.10.2021 17:18:00

Образовательная программа фестиваля «Московский форум»: лучшие тексты

Тэги: московский форум фестиваль, музыка, форум


московский форум фестиваль, музыка, форум Фото "Студии новой музыки" / @StudioNewMusic

Завершился семнадцатый фестиваль современной музыки «Московский форум». Концепция, предложенная художественным руководителем фестиваля Владимиром Тарнопольским, предполагает не только собственно концерты, но и осмысление заявленной темы, в каждом случае разной: поэтому две музыкальные программы вечера разделялись беседой, в которой участвовали исполнители и гости фестиваля – культурологи, искусствоведы, композиторы и тд. Тема «Московского форума» – 2021 называлась «Призрак будущего»: так, команда фестиваля предложила участникам и слушателям поразмышлять на тему, определяет ли искусство сегодняшнего дня мир завтрашнего. Разные ракурсы этого вопроса были вынесены в темы концертов. О самых интересных проектах написали участники образовательной программы фестиваля, это еще одна инициативы «Московского форума», который уже несколько лет питает кадрами профессиональную среду столицы и регионов. Обозреватель «НГ» Марина Гайкович, ведущая мастер-класса по музыкальной критике, отобрала для публикации две работы.

День второй: ECO // LOGOS

Диана Аксиненко, Санкт-Петербург

Второй концерт Московского форума ECO // LOGOS осторожно затронул, а затем решительно обнажил не новую, но довольно болезненную тему взаимодействия человека и природы. Здесь словно протягивается нить от предыдущего концерта, который назывался FUTURO // LOGOS. Если мы так серьёзно задумываемся о будущем, резонно размыслить и о том, в каком мире это будущее нас застанет, и может ли музыка подвигнуть нас на заботу об экологии.

Драматургически мероприятие получилось неоднородным и многогранным. Предложенная программа (в концерте участвовал ансамбль «Студия новой музыки») сконцентрировала в себе широкий спектр переживаний – от светлого упоения любовью к природе до глубокого траура по тому, что оказалось утрачено.

Само понятие экологии, однако, было рассмотрено в совершенно разных значениях. Важной частью концерта стало рассуждение о том, что есть экология звука и как возникает природа самой музыки.

Мировая премьера сочинения московского композитора Натальи Прокопенко «Crépuscule du soir mystique» («Мистические сумерки») для сопрано и ударных ярко продемонстрировала, как из сырого диковатого шума возникает музыка, а из набора голосовых звуков – пение и речь. Филигранные переходы от хтонического шёпота и сипа к оформленному вокальному звуку в исполнении певицы Екатерины Кичигиной, аккуратная поддержка перкуссиониста Андрея Виницкого вместе с загадочной мрачноватой поэзией Поля Верлена посвятили слушателей в настоящее таинство рождения музыки.  

Эту же линию продолжило произведение другой представительницы московской школы, Анны Поспеловой, «Dvo_Ye» для басовой флейты и электроники, впервые исполненное в России. Взятый за основу текста графический стих Елизаветы Мнацакановой «Весенняя музыка» позволил композитору осуществить игру с морфемами и передать появление первозданного, необработанного звука. Наряду с исполнением стихотворного текста, Марина Рубинштейн продемонстрировала блестящее владение обилием флейтовых приёмов: зыбкое frullato, щёлканье key click’ов и другие способы игры создают насыщенную пасторальную картину.

Настоящий звуковой космос сотворила Анна Бурчик, которая представила российскую премьеру пьесы «Das Andere» («Другое») румыно-французского композитора Хорациу Радулеску для альта соло. Как в природе нет прямых линий, так и в сочинении Радулеску нет строго очерченной, ограниченной композиции и структуры. Это алеаторическая пьеса, которая от исполнения к исполнению звучит по-разному. Композитор построил произведение так, чтобы исполнитель осознанно становился создателем нового звучания, что на высшем уровне удалось альтистке. При огромном техническом разнообразии и задействовании всего диапазона альта, звучание инструмента вышло за привычные рамки и напоминало то переливы деревянных духовых, то визг терменвокса. То близко, то далеко. То спокойно, то агрессивно-жутко. Столь виртуозное владение Звуком стало причиной троекратного выхода исполнительницы на поклон в сопровождении восторженных возгласов аудитории.

Несколько иной ракурс концерта связал понятие экологии с природой как таковой и воплотил ту ускользающую от нас гармонию, которую мы стремимся удержать, пока на теле планеты образуются новые язвы.

Это ощущается в двух произведениях американца Джона Лютера Адамса – «Dark Wind» и «The Light That Fills the World» для ансамбля. Несмотря на программную противоположность, оба произведения наполнены духом расслабленного созерцания и желания раствориться в этой дышащей, вибрирующей музыкальной ткани. Пьеса Эдисона Денисова «Пение птиц» в трактовке Моны Хабы тоже получилось в несколько романтизированном, а не в привычном реалистическом ключе. Исполнительница не задействовала задуманное композитором препарированное фортепиано, но в большом количестве использовала народные ударные инструменты и свистульки. А цитата арии Папагено из «Волшебной флейты», определённо, отсылает к образам природы в музыке классиков, для которых естество окружающего мира символизирует колыбель покоя, источник радости и вдохновения.

Совсем другие произведения Хельмута Лахенмана и Елизаветы Згирской. «Sakura-Variationen» мэтра немецкой музыки для саксофона, фортепиано и ударных на японскую народную тему – о красоте, которая неизбежно угасает с течением времени. В трактовке музыкантов «Студии новой музыки», эти вариации получили гораздо более мрачное прочтение, с уклоном в серьёзную драму. Беспощадная трансформация консонантной музыки к жёсткой, изломанной импровизации саксофониста Игната Красикова и злобным фортепианным кластерам, подобие траурного шествия в финальной вариации с сильным замедлением темпа – всё это напомнило о хрупкости планеты и жизни на ней, особенно в контексте заданной фестивалем темы.

Кульминацией концерта в эмоциональном отношении стал финальный и самый эмоциональный номер программы – звуковой видеоарт «Кричи, шурши, не молчи» молодого композитора Елизаветы Згирской о разрушении в её родном Томске уникальных деревянных домов. Это первая часть интернет-проекта «701» – ровно столько деревянных домов приносят городу статус исторического поселения. В сочинении, которое завершило концерт ECO // LOGOS, композитор использует записанные с помощью контактных микрофонов звуки и вибрации от игры на домах – а точнее, на том, что от них осталось. Видеоарт, вкупе с музыкальной составляющей, производит сильнейшее впечатление. На экране вечная сибирская зима, проносящийся забор, виднеющийся, кажется, из окна троллейбуса, мелькание ледяной завесы: мы всё время куда-то бежим, в спешке не замечая тех, кто нуждается в нашей помощи. Затем появляются разрушенные дома с пустыми окнами (что-то сгорело, что-то просто распалось от времени), безвольно повисла балка с торчащим гвоздём, вросла в землю конструкция из заснеженных брёвен, напоминающая букву «М»... Звук аудиодорожки из тихого шороха и скрежета постепенно превращается в стук, а затем – в грохот, напоминающий выстрелы. В этом реквиеме по погибшим домам автор истово призывает слушателей трепетнее отнестись к тому, что существует вокруг. Несмотря на драматичное содержание этой истории, у неё всё же сложился счастливый финал: показанные дома были взяты на реставрацию.

Музыка, как сильнейший инструмент воздействия на человеческие чувства, способна разжечь искреннюю любовь к тому, что дарит нам жизнь на Земле (в открытой дискуссии большинство слушателей из зала проголосовали за то, что ощущают связь между восприятием музыки и природы). Закрепившийся в концертах Московского форума феномен LOGOS, провозгласив единство логического и чувственного познания мира, уверенно поставил знак равенства между этими двумя способами. А значит, где бескомпромиссное рацио, с убедительными призывами сортировать отходы и экономить электричество не сможет изменить человеческое отношение к природе, с этим наверняка справится свободное от догм искусство. И тогда разрушенные дома обретут новую жизнь, сакура вновь расцветёт, а из звука прорастёт пение.

День третий: COSMOS // LOGOS

Владислава Бескоровайная, Саратов

В Рахманиновском зале слишком много людей – и почти никто из слушателей не уловил ту поворотную точку во времени, за которой ожидание стало переживанием. Спустя несколько минут пришло запоздалое осознание, что концерт начался ровно в тот момент, когда Вера Жеслин, исполнительный директор французской мультимедийной группы LiSiLog, объявила начало спектакля. Именно спектакля, а не концерта, за что должен был ухватиться слух зрителя, невнимательно прочитавшего информация в буклете. Естественный шум в зале всё чаще стал перемежаться тревожными искажёнными звуками из колонок – то было первое за вечер взаимодействие живого и технологического, дышащего и законсервированного в записи.

Мало кто заметил микрофон на щеке девушки в чёрном, сидящей в одном из последних рядов зала.

Ещё одно запоздалое осознание – девушкой оказалась Юи Сакагоши, саксофонистка и, в данном случае, перформер и персонаж действа в одном лице. Теперь, когда глаза того же зрителя стали следить и за перемещениями артистки, бормочущей, кричащей и хихикающей в свой микрофон, визуальная часть спектакля вместе со звуковой вступила в равноправное владение сценическим временем. Пьеса to be (2019, 2021) (или же Too many people… (2021), как заявлено афишей концерта) стала преамбулой ко всем последующим пьесам, слитым в единый сюжет, несмотря на то, что формально они никак не связаны – ни временем создания, ни сюжетом. В кульминации Юи перешла на крик, зажав уши – то была реакция на победу толпы над личностью или технологий над человечеством?

Итак, на сцену вышел Мэн-Фу Се, перкуссионист и жестовый перформер, и женское уступило место мужскому, смятенная человеческая речь – компьютеризированному голосу, темнота – желтоватому свету. Пьеса I.T. (2019) Пьера Жодловского для ударника и электроники впервые прозвучала на Международном конкурсе исполнителей на ударных инструментах в Женеве, российская же премьера состоялась сейчас. В содержании пьесы сомневаться не приходится: она - о взаимодействии человека и машины, перешедшее в неравную борьбу, в которой исполнитель уже отделён от родных инструментов: всё, что он может – отзываться на звук и убеждать самого себя в собственном существовании. Единственной нитью, связывающей руки Мэн-Фу Се с поверхностью виртуальной барабанной установки, было само время, мельчайшие доли секунд между звуком и жестом, незаметные глазу. Слух же внимательно следил за развивающейся драмой робота ли, что мнит себя ударником, человека ли с сердцем из микросхем. «Я дышу», – произнёс в конце этот персонаж.

И дыхание действительно было слышно – обеззвученный сопрано-саксофон в руках Юи Сакагоши возвестил новую стадию проекта Light ProjectionS, в которой важная роль перешла к свету, контролируемому интерактивной платформой Light Wall System (разработка Кристофа Лебретона, создателя инструментов и автора сценографии). Пожалуй, именно пьеса Владимира Тарнопольского Last Sunset (2021) стала драматургической вершиной спектакля, подобная эпизоду рефлексии над произошедшим. В ней звук и свет перешли в новое качество аудиовизуальности, какое сохранялась до самого конца программы, ведь тембр и высота звучания выхваченного лучом саксофона контролировались LWS через движения Юи Сакагоши. Её партия была солирующей, а звуковой пейзаж шумов Земли, записанный NASA, приходился своеобразным аккомпанементом, и всё вместе это вызывало ассоциации самые постапокалиптические. Сама Юи со своим инструментом походила на одного из семи ангелов с трубами из Откровения Иоанна Богослова, и блики саксофона скользили по пространству зала, будто растёкшийся последний закат.

Transitions Николая Попова (2021) неискушённому зрителю-слушателю могли напомнить и уже прозвучавшее сочинение Жолдовского I.T., однако здесь в ладонях Мэн-Фу Се был сосредоточен свет от LWS, и звуки перкуссии были гораздо более подвластны разнообразным трансформациям – главной идее произведения. Стоит отметить, что именно этот номер был встречен аплодисментами зала, а значит, всё произошедшее было воспринято и осознано как некий квадриптих чередования перформеров, динамики, смыслов.

В основе пьесы Сами Наслин Corps invisibles для саксофона, танца и Light Wall System (2021) – лежит графика японского письма и феномен «людей-невидимок», ведущих свою жизнь за дверьми закрытых квартир. Тела перформеров, к которым присоединился танцор Аксель Пулсен, действительно были невидимы на некоторое время, особенно для зрителей на дальних рядах. Музыкальная же часть номера знаменовалась виртуозной игрой саксофонистки Юи Сакагоши и переведённым в звуковые формы языком танца. Последнее послание, выписанное светом в ладонях перформеров, было явно на японском, о значении его можно только догадываться.

Смартфон на сцене – явление нередкое, и в случае Virtual Rhizome Винсента Рафаэля Каринолы (2018) роль двух устройств была схожа с LWS – обеспечение связи жеста с запрограммированными сонорными элементами, которые зафиксированы в виде кругового лабиринта. Исполнение номера стало возможным с помощью технологии Smart Hand Computer, ещё одной разработки Кристофа Лебретона. Сложность замысла и алеаторической музыкальной формы простому зрителю в зале оценить практически невозможно, ему оставалось лишь следить за манипуляциями со смартфонами и наслаждаться пластикой танцора. Возможно, эти наблюдения могли и навевать размышления о вечной и не раз за вечер поднимаемой проблеме неизбежного взаимодействия людей и технологий. В последнем эпизоде это взаимодействие достигло баланса, перемирия. Всё же технологии до сих пор созданы человеком для человека, его собственного самовыражения, и цепь преобразований образа через жест, программное обеспечение смартфона и звук вновь замыкается на танцевальном движении, ведомом музыкой.

Спектакль стал предметом для последующего осмысления слушателей (зрителей). Кто-то наверняка вспомнил о Скрябине, о том, до чего дошла его мечта о синтезе звука и света, кто-то всё пребывал в постиндустриальных грёзах. За тот час, что длился проект Light ProjectionS, прозвучала новейшая музыка, созданная по смелому творческому и инженерному вдохновению, и она смогла удивлять, подталкивать к новым риторическим вопросам в головах слушателей и неоднозначно отвечать на старые. В ней был свет, живой и застывший, жест, танцевальный и механический, и – всё ещё – человек.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Европа увидела риск неполучения помощи от Федрезерва США

Европа увидела риск неполучения помощи от Федрезерва США

Михаил Сергеев

Пекин провел финансовый форум стран глобального Юга для создания нового международного порядка

0
2294
Арктика – территория большой игры

Арктика – территория большой игры

Катерина Лабецкая

Партнерству в Заполярье посылают новые сигналы

0
2117
Западный бизнес устал от пустых обещаний Пекина

Западный бизнес устал от пустых обещаний Пекина

Владимир Скосырев

Си Цзиньпин посоветует гостям форума увеличить инвестиции в Китае

0
6417
В "ГЭС-2" состоялся концерт, посвященный музыке Александра Рабиновича-Бараковского

В "ГЭС-2" состоялся концерт, посвященный музыке Александра Рабиновича-Бараковского

Надежда Травина

Импульсы и экспромты

0
3973

Другие новости