0
4317
Газета Культура Интернет-версия

02.11.2021 18:37:00

Дар ЛАДа. Четыре балета на музыку Леонида Десятникова поставили в Екатеринбурге – к 65-летию композитора

Тэги: балет, музыка, леонид десятников, екатеринбург


балет, музыка, леонид десятников, екатеринбург Фрагмент из постановки Вячеслава Самодурова. Фото Ольги Керелюк предоставлено пресс-службой театра

Вечер балетов современных российских хореографов на музыку Леонида Десятникова, недавняя премьера екатеринбургского театра «Урал Опера Балет», открывает афишу Международного фестиваля «Дягилев. P.S.» в Санкт-Петербурге. Четверых очень разных хореографов озадачили сочинением одноактовок на очень разную музыку Леонида Десятникова. Музыкальным руководителем выступил знаток творчества Десятникова пианист Алексей Гориболь. Результатом стал проект L.A.D., или Л.А.Д. Название оказалось вдвойне удачным. Первые буквы имени и фамилии композитора (проект приурочен к его 65-летию) сложились в слово, как нельзя лучше характеризующее единение получившихся опусов.

Солист и хореограф Мариинского театра Максим Петров для своего балета выбрал три сочинения – вальс «В честь Диккенса», титры из кинофильма «Подмосковные вечера», а также «Вариации на обретение жилища». Хотя его «Три тихие пьесы» совсем не о радости получения новой квартиры. Скорее о жилище, укладе и жизни, давно и безвозвратно утраченных. Художник-постановщик Мария Трегубова остановилась на приеме, хоть и стереотипном, но беспроигрышном. Туманно-белое прошлое разоренных гнезд – лошадки-качалки, абажуры, поваленные стулья, зачехленная мебель… Вишневосадские настроения, давно уравнявшие страты и переставшие восприниматься как отвлеченно литературные. Хореограф отвел своим персонажам лишь небольшую площадку у правой кулисы, словно вытесняя из жизненного пространства. Он то и дело поворачивает их спиной к зрителю, как будто напоминает о мхатовской «четвертой стене», ставшей теперь стеной отчуждения.

На смену ностальгии в белом приходит черная некоммуникабельность. Танцовщик Московского музыкального театра и начинающий хореограф Максим Севагин принял вызов продюсеров проекта L.A.D. Екатерины Барер и Александра Сергеева, предложивших ему совсем нетанцевальную пьесу Десятникова «Как старый шарманщик…». Мария Трегубова увидела его балет для двух пар «Безупречная ошибка» как этюд в темных тонах. В поисках десятниковской гармонии дисгармоничного Севагин в пластике почти буквально следует музыкальным ритмам и диссонансам, подчиняет им нервический диалог людей, фатально разучившихся находить общий язык.

Хореограф Андрей Кайдановский, художник-постановщик Татьяна Вьюшинская и художник по костюмам Мелани Фрост, авторы балета «Праздник уходящих» на музыку «Эскизов к закату», придумали свой кабаретный мирок человеческой трагедии. Для них не столь важно, что музыку композитор сочинял для фильма по «Закату» Бабеля. Конкретный сюжет и конкретные действующие лица этой предзакатной истории только во вред. Кайдановский, явно более чуткий к эсхатологическому, нежели к ироничному у Десятникова, нашел в труппе идеального интерпретатора, Игорь Булыцын одним присутствием на сцене способен создать нужное настроение. Для семерых «уходящих», то ли клоунов, то ли кукол, придуман завораживающий и одновременно тревожащий танец. Что-то ждет это крошечное заброшенное местечко под названием «Планета Земля»…

Осознанно или невольно отражая в своих сочинениях общую боль, всем понятные сегодня страхи и скорби, сведя свои постановки к единому художественному целому, молодые хореографы тем не менее не увидели в музыке Леонида Десятникова главного – ее света, ее радости.

На то есть в проекте более опытный участник.

Вячеслав Самодуров опять удивил. Во-первых, фантазией, что артисты будут танцевать под кантату для тенора, мужского хора и инструментального ансамбля «Дар» на стихи Гавриила Державина. Во-вторых, легкостью дыхания, изобретательностью и мудростью, с какими сделал эту сказку былью. «Нейтрализовав» танцовщиков при помощи телесных трико, Самодуров изобрел для них такую пластику, которой каким-то неведомым способом удалось лишить стих Державина архаичности, тяжеловесности и преподнести зрителю-слушателю его суть, расчистить смысл. Вернее – смыслы. Сегодняшние. И это сделал именно танец. Себе Самодуров тоже не позволил быть тяжеловесным – музыку Десятникова расслышал отлично. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Клеман Нонсье: "Музыка для меня как театр на сцене"

Клеман Нонсье: "Музыка для меня как театр на сцене"

Виктор Александров

Французский дирижер – об опыте работы в России

0
2914
Региональная политика 29 апреля - 2 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 29 апреля - 2 мая в зеркале Telegram

0
1951
Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
6267
Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
4437

Другие новости