0
4479
Газета Культура Интернет-версия

09.11.2021 20:02:00

Поверженный полет от модерна к модернизму

В Новой Третьяковке идет крупнейшая за 65 лет ретроспектива Михаила Врубеля

Тэги: новая третьяковка, выставка, михаил врубель


новая третьяковка, выставка, михаил врубель Демон – самый известный образ кисти Врубеля. Фото агентства «Москва»

Врубелю были посвящены лишь две масштабные выставки, в 1921-м и в 1956 годах, камерный показ в Третьяковке конца 1990-х сейчас упоминают, но в расчет не берут. Кураторы – Ирина Шуманова от Третьяковской галереи и Аркадий Ипполитов от Эрмитажа – на трех музейных этажах объединили более 300 картин, рисунков, майоликовых произведений из 9 музеев и 8 частных коллекций. Архитекторы Сергей Чобан и Александра Шейнер первую часть демонианы «Михаил Врубель» превратили в прорезанную окнами ячеистую структуру, видимо чтобы показать непрерывность врубелевских поисков-метаморфоз, – и замкнули вторую часть, начинающуюся 1902 годом, в черно-белые павильоны.

Консерватор Стасов причислял Врубеля к декадентам – всё-то он исковеркает, всё как в больнице, всё «выдумки и уродливый каприз». Новатор Бенуа записывал Врубеля в декаденты, ведь тот «чрезмерно изыскан» и «слишком тонок», это декадентство того же толка, что когда-то было в пламенеющей готике, в Тьеполо и Ватто, в романтизме.

Судьба Врубеля, возможно, даже интереснее его живописи, когда та показана в таком объеме. Во всяком случае, творчество неотделимо от биографии. Из киевских росписей, из увлечения Эмилией Праховой, из союза с Надеждой Забелой постепенно выкристаллизовывается образ Демона, переплетенный с образами серафимов, пророков, царя Давида, Христа, как, впрочем, он переплетен с «Сиренями», Снегурочкой и т.д. Ирина Шуманова в каталожной статье указывает, что ангельское начало у Врубеля связано с Забелой, демоническое – с Праховой. Из знакомства с Мамонтовым (устроенным, к слову, Серовым), из вхождения в Абрамцевский художественный кружок выросли, в частности, технические эксперименты с цветом майолики, пригодившиеся в колористических изысках «Демона поверженного». Из вхождения в круг мирискусников (увы, этот сюжет, достойный отдельного раздела, сейчас им не стал) получится довольно внушительное присутствие врубелевских работ (29 произведений) на организованной в 1906-м Дягилевым парижской выставке «Два века русской живописи и скульптуры». Той самой экспозиции, где, по воспоминаниям Судейкина, врубелевские работы якобы изучал Пикассо. Историк искусства Михаил Алленов писал, что критика 1910-х ретроспективно восприняла Врубеля как «отброшенную назад тень кубизма».

Даже синий цвет, в 1890-м лазурью струившийся в «Демоне сидящем», в 1900-х глухо откликнется синими карандашными рисунками, а главное, тем, что именно так называемая синяя комната в психиатрической лечебнице успокаивала художника.

Ретроспективу открывает не «Демон», не «Гадалка», а «Царевна-Лебедь» (выбор был между тремя этими работами) – по словам кураторов, как символ метаморфоз, столь значимых для врубелевского творчества. Но воспринимается это сказкой, вхождением во врубелевский мир через образ гармоничный и почти избитый. Вообще выставку лучше воспринимать как work in progress, огромное длящееся произведение, где по принципу тех самых трансформаций – по словам Шумановой, «открытой формы» – многое друг в друга перетекает и важен сам процесс поиска (в который входят и эскизы, и переделки, и надставленные работы). Иначе экспозиция рискует задавить объемами (хотя Врубель их выдерживает) и ощущением, что они все же превалируют над кураторскими сюжетными линиями. Эти линии, удачно сопровождаемые подробными комментариями и словами современников, – «Демон», «Мамонтов. Москва. Модерн», «Портрет жены художника», «Духи живописи», «К истокам стиля», «Театральный и сказочный род», «Власть над формой», «Больше чем живопись…», «Безумие как инакомыслие», «Возвращение», «Автопортреты. Последний взгляд». Строго говоря, линий меньше: трансформации образов и взаимоотношения с Забелой-Врубель. Выставка показывает символиста, предтечу модерна, романтика – если брать романтизм как образ мысли – на пути к модернизму. Через новый язык и синтетическое понимание формы произведения.

И речь не только о том, что Врубелю подвластны и книжная иллюстрация, и монументальные панно для особняков, и скульптура, и майоликовый камин «Микула Селянинович и Вольга», тоже род монументальной пластики. Сама кожа, плоть этих произведений, с появлением граненых форм в «Демоне сидящем», со «сломанной» фигурой «Демона поверженного», с тем, что само это полотно, вероятно, надставлено, как надставлены многие графические работы художника, с тем, что в эскизе с головой Демона Врубель лепит форму, как высекает в камне, оставляя «зазубрины», с тем, как в живописи он не боится ни «недописать», ни смазать контуры и «стереть границы», ни «гранить» живописную фактуру мастихином, – показывает слом художественного языка. В лучших врубелевских вещах ощущение незавершенности, кажется, проговаривается о том, что художник не мог поверить, будто форма может остановиться, застыть, отделиться от создателя (а вопрос «смерти автора» – уже из XX века).

1902 год – рубежный: переделки «Демона поверженного», то становившегося страшным, то вновь обретавшего красоту, сломили художника. Клиники, смерть сына, потеря зрения в 1906-м. То, как безумие то сжимало Врубеля, то ослабляло хватку, видно в рисунках второй части выставки. Рубленые, будто в детских набросках (но и с экспрессией, словно у Шиле), линии сменяются дотошной проработкой каждой ветки в зимнем пейзаже, каждого листа в узоре одеяла. В последние годы он нарисует пастелью Забелу, и эта вещь невольно предвосхитит экзистенциальную образность портретов Джакометти, а двусторонние карандашные рисунки с «Раковиной», обрамляющие теперь знаменитую «Жемчужину», вплотную приблизятся к абстракции. Врубель радикально для своего времени уравнял в правах «что» сказано с тем, «как» это сделано, и кто знает, куда бы он мог пойти дальше.

Для тех, кто подустал от сказки о Врубеле, от его порой становящегося несколько слащавым идеала красоты, этот графический раздел – решающий. Обратная сторона экстатического эстетизма, фирменных волооких очей, пряток в сирени, полетов над бездной, создания видений, которые не только бесконечно пытаются усовершенствовать сами себя, не только стремятся выйти за собственные рамки, – сами себя убивают, не прекращая трансформироваться, ускользать, обрушиваться в пропасть. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2184
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2086
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14037
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9116

Другие новости