0
7440
Газета Культура Интернет-версия

07.12.2021 19:11:00

Время собирать урожай. Марфа Горвиц поставила в Театре на Таганке спектакль по пьесе Павла Пряжко

Тэги: театр, таганка, лаборатория, репетиция, репертуар, премьера, марфа горвиц, павел пряжко


театр, таганка, лаборатория, репетиция, репертуар, премьера, марфа горвиц, павел пряжко Герои проходят путь от гармонии к хаосу, от созидания к разрушению. Фото Марии Хуторцевой предоставлено пресс-службой театра

Отборочным конкурсом, фильтром, можно даже сказать, своеобразным аналогом худсовета остается для новой «Таганки» под руководством Ирины Апексимовой лаборатория «Репетиции», где режиссеры представляют эскизы своих потенциальных спектаклей, а дальше – театр либо берет постановку с доработкой в афишу, либо – нет. В этом методе построения репертуара есть и плюсы, и минусы, ровно те, что высветились еще при запуске проекта.

Такой способ помогает устраивать перманентную ярмарку режиссеров и отбирать таланты, которые в работе с труппой либо дают успех, либо их работа остается проходной. Режиссеры, разумеется, приходят со своим материалом, зачастую с приглашенными артистами. К сожалению, всеядность такого подхода доказала за пять лет, что лицо «Таганки» постепенно размылось. Нет единой репертуарной политики, во многих новых спектаклях не видно самой труппы либо задействована одна и та же группа молодых актеров. Правда, и труппа, стоит признать, на сегодня в Театре на Таганке достаточно разнородна.

Но в этом сезоне наконец театр все-таки предпринимает попытки с помощью восстановления исторической справедливости – заявлено объединение любимовской «Таганки» и отделившегося 30 лет назад «Содружества актеров Таганки» – вернуть портрет труппы. Вышел спектакль «Земляничная поляна», где старшее поколение актеров играет вместе, а до Нового года зрители увидят еще один мюзикл Алексея Франдетти – «Онегин», где будут задействованы актеры обеих трупп.

В этом контексте спектакль Марфы Горвиц (последние ее премьеры – в «Практике» и Электротеатре) мог быть поставлен в любом другом театре Москвы, настолько его мало что связывает с «Таганкой», но локально – это очевидная удача режиссера. Камерная история на квартет актеров захватывает Большую сцену театра благодаря равноправной сценографии и свету Николая Симонова и Ивана Виноградова и хореографии Анны Абалихиной, которые создают законченную картину художественного мира загадочного драматурга, коего сегодня мало кто умеет переводить на театральный язык. На покатом помосте сцены высится дерево с вырезанными, как из трафарета, ветвями, под корнями которого словно марсианская впадина – гладкая и округлая с узкой окаемкой по окружности. К финалу спектакля сцена напоминает то ли космос, то ли постапокалипсис на Земле. Но пока пространство залито теплым, согревающим светом.

Компания молодых людей собирает яблоки, укладывает их в ящики. Постепенно выясняется, что сад не свой, яблоки чужие – собирают для кого-то (к временным размытым ассоциациям «подключаются» колхозные выезды комсомола). Ящики, как назло, дали совсем старые, непрочные. Радостно начавшийся очередной день сбора урожая грозит закончиться бедствием – ведь нельзя пропустить ни одного гнилого яблока в урожайную зимовку. И яблоки с романтичным названием «ранет» – красные яркие шарики – начинают неумолимо разбегаться по сцене, снова и снова повергая героев в ужас бессилия.

За 50 минут герои проходят путь от гармонии к хаосу, от созидания к разрушению, от рая к его утрате. Две пары, мужчины и женщины, словно удвоенные Адам и Ева, сосуществуют в условном, вырванном из социальных обстоятельств пространстве. Сентиментальная Люба (Инна Сухорецкая), прямолинейная Ира (Надежда Флерова), заносчивый Валерий (Роман Колотухин) и трусоватый Егор (Сергей Цимбаленко). Игровое поле лишено резких сюжетных и эмоциональных переходов, сдержанность, пастельность тонов тут не только визуальные, но и постановочные. Актеры очень точно встраиваются в мягкий режиссерский рисунок, который подчеркивает текучесть текста – даже не воспроизведения реальности, а словно самой осязаемой материи жизни, ее квинтэссенции, то драматичной, то пародийной. И чеховской, и беккетовской одновременно.

Пряжко всегда отталкивается от мелких бытовых ситуаций. Так, в пьесе «Сосед» (также идет на «Таганке», в постановке Леры Сурковой) сюжет завязан на диалоге двух соседей по дачному поселку. Но бытовая зацепка обманчива – кажущаяся бессмысленность диалогов при всей трезвости реплик незаметно затягивает зрителя в воронку беспримесного ощущения жизни – в совершенство ее абсурда.

Светлая ироническая режиссура Марфы Горвиц в отличие, скажем, от мрачноватой, даже давящей стилистики Дмитрия Волкострелова (один из самых устойчивых тандемов российского театра в связке автор+режиссер) вдруг открывает в этой пьесе Павла Пряжко не как холодного интеллектуала, а как драматурга очень человечного. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Наталия Григорьева

Анна Пересильд, Милош Бикович и Ирина Горбачева сыграли персонажей Льюиса Кэрролла в современной России

0
1705
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
1524
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
1283
Почему погиб поэт

Почему погиб поэт

Наталия Григорьева

Фантазия на тему последнего дня жизни Михаила Юрьевича Лермонтова

0
2913

Другие новости