0
6228
Газета Культура Интернет-версия

18.01.2022 18:41:00

"Глория" для Образцовой

Памяти великой певицы посвятили исполнение барочных кантат – тех, в которых она сама блистала сорок лет назад

Тэги: барочная музыка, елена образцова, дата, память, хор, минин


барочная музыка, елена образцова, дата, память, хор, минин С хором Владимира Минина когда-то сама Образцова записывала барочную музыку. Фото © Фонд Елены Образцовой

В январе музыкальный мир вспоминает Елену Васильевну Образцову. День ее памяти преданные поклонники ее таланта и музыканты, связанные творческими узами со знаменитой меццо-сопрано, отмечают каждый год. В этот раз концерт-приношение певице прошел в концертном зале «Зарядье». Были исполнены две популярные и одновременно вершинные кантаты барочной музыки – «Стабат матер» Джованни Баттисты Перголези и «Глория» Антонио Вивальди.

Эти опусы были выбраны не случайно. Хотя музыка барокко не была основным репертуаром Образцовой – ее искусство ассоциируется главным образом с операми Верди и Мусоргского, Бизе и Массне, камерным творчеством Свиридова или Гранадоса, – изредка Елена Васильевна пела и другую музыку. Многим памятно, например, ее проникновенное исполнение арии Петра из «Страстей по Матфею» Баха.

Кантаты Перголези и Вивальди также были исполнены Образцовой в начале 1980-х годов – с Московским камерным хором Владимира Минина, Литовским камерным оркестром под управлением Саулюса Сондецкиса и сопрано Натальей Герасимовой в Москве, Вильнюсе и родном для певицы Ленинграде. Сохранилась аудиозапись, сделанная тогда же на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия».

Исторические концерты из произведений из репертуара Образцовой стали уже доброй традицией – каждый сезон они приурочены к датам из биографии певицы. В их рамках уже звучали оперы «Кармен», «Самсон и Далила» и «Дочь полка», другие произведения. На этот раз в исполнении барочных кантат принял участие и Минин-хор – тот самый коллектив, с которым состоялись легендарные концерты и запись сорокалетней давности. Более того, перед началом концерта к публике обратился сам Владимир Николаевич Минин – патриарх русского хорового дирижирования (на днях он отметил 93-й день рождения). Он поделился теплыми воспоминаниями о годах дружбы и сотрудничества с великими музыкантами советской эпохи – Еленой Образцовой и Саулюсом Сондецкисом.

Помимо Минин-хора в концерте принял участие оркестр «Музика вива» Александра Рудина – прославленный отечественный коллектив, специализирующийся на исполнении старинной музыки. В частности, буквально за два дня до образцовского события в Концертном зале имени Чайковского рудинцы отыграли грандиозную оперу того же Вивальди «Олимпиада». Их настрой на стилистику барокко невероятно точный и тонкий, придраться можно было лишь к паре соло в исполнении духовых (в кантате Вивальди) – в остальном же звучание оркестра можно назвать эталонным – легким, ажурным, изящным.

Пение мининского хора отличала ровность звуковедения и настоящая хоровая слитность: при ощущении первоклассных голосов у хористов партии и коллектив в целом звучали монолитно, истинно по-хоровому. Немного недоставало разнообразия в нюансировке, но это уже скорее вопрос трактовки, и его правомерно обратить к дирижеру.

Музыка барокко предполагает яркую контрастность в подаче материала и тонкую градуированность в нюансах. Однако маэстро из Петербурга Игорь Томашевский не слишком сосредотачивался на этом, предпочтя интерпретационную оригинальность проявить в темповом решении обеих контат. Обе они были проведены невероятно динамично, темпы были более чем оживленные практически во всех частях. И если торжественно-радостной «Глории» такой подход, быть может, не сильно вредил, то для скорбной «Стабат матер» показался чересчур легковесным: порой складывалось впечатление, что это музыка не о печали Богородицы, а нечто танцевально-развлекательное, причем это касалось не только частей, где Перголези сознательно использовал бытовые неаполитанские мотивы, но и откровенно ламентозных.

Удивил и подбор солистов-вокалистов. В концерте принимали участие победители Конкурса Елены Образцовой. И если легкое и грациозное, правда, не всегда достаточно звучное сопрано Лилит Давтян в целом удовлетворяло как барочной стилистике, так и самому характеру исполняемых опусов (особенно кантаты Перголези), то приглашение на партию меццо-сопрано, которую когда-то и певала великая Образцова, контратенора Юрия Юшкевича носило характер курьеза – трудно себе представить что-то более несовместимое, чем вокал драматического гранд-меццо Образцовой и фальцетное звукоизвлечение контратенора. Даже с деликатным, но естественным тембром Давтян голос Юшкевича сочетался очень неубедительно, не имея возможности держать полноценный баланс – это было особенно заметно в дуэтных номерах. Конечно, музыку барокко сегодня все чаще поручают именно таким голосам – это тренд, но для приношения памяти Елены Васильевны гораздо уместнее было бы все же позвать для исполнения ее партии именно женский голос – тем более что среди лауреатов образцовских конкурсов были достойные меццо-сопрано. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почему гигантские дата-центры переместят в космос

Почему гигантские дата-центры переместят в космос

Сергей Станкевич

Энергетический кризис заставляет крупнейших игроков рынка ИИ рваться к звездам

0
2036
Бенедикт Камбербэтч уживается с горе-вороном

Бенедикт Камбербэтч уживается с горе-вороном

Наталия Григорьева

В хорроре "Сущность" вдовец пытается справиться с потерей, а скорбь обретает облик птицы ростом с человека

0
6418
Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
1961
Пять книг недели

Пять книг недели

0
1848

Другие новости