0
8998
Газета Культура Интернет-версия

10.05.2022 17:51:00

Что ждет Театр Вахтангова

Людмила Максакова играет бенефис, труппа – в ожидании перемен

Тэги: вахтанговский театр, скандал, туминас, максакова, премьеры


вахтанговский театр, скандал, туминас, максакова, премьеры Для своего бенефиса актриса выбрала судьбу певицы Марии Каллас. Фото с сайта www.vakhtangov.ru

Вахтанговский театр вступает в новую эпоху. Уже в следующий сезон труппа войдет без своего многолетнего (15 лет) художественного лидера Римаса Туминаса. Развал образцового творческого тандема русских артистов и литовского режиссера начался после 24 февраля. Туминас не отрекся от российского театра, когда к нему обратился министр культуры его родной страны, настаивая сделать выбор. Хотя и передал заблаговременно (по состоянию здоровья) основные полномочия директору Кириллу Кроку. Но мракобесам от патриотов этого показалось мало, в канун Дня Победы в Сети разразилась постановочная акция. Тяжелобольного режиссера «развели» по телефону, вынудив на крамольные «русофобские» заявления. После чего театр окончательно разорвал трудовые отношения с режиссером.

Сложно сказать, была ли «акция» спланирована сверху или действительно стала личной местью давнего недоброжелателя – этакого «сальери» – выдающегося режиссера. Очевидно главное – никакого товарищеского сообщества в российской культуре с февраля 2022 года не существует. А некоторые безликие деятели не брезгуют шансом публично напомнить о себе хотя бы и благодаря черному пиару: так, марионеткой пранкерской «постановки» неожиданно стал Юрий Грымов, приглашенный в ток-шоу, который, видимо, совсем отчаялся прославить театр «Модерн» иными способами.

Но факт остается фактом – Москва за последние месяцы потеряла двух важнейших худруков, чье «варяжское» происхождение (даром что учились театральному искусству в России) раньше только подчеркивало взаимообогащение культур. В Театре Маяковского на место покинувшего пост худрука Миндаугаса Карбаускиса труппа уже нашла преемника, и Департамент культуры одобрил кандидатуру режиссера Егора Перегудова. В Театре Вахтангова, очевидно, ситуация будет развиваться менее стремительно. Здесь есть главный режиссер – Юрий Бутусов, но развиваться театр будет скорее всего по модели директорского.

Пока же Вахтанговский театр играет намеченные премьеры. Одна из значимых – бенефис Людмилы Максаковой на Новой сцене театра, для которого прима труппы выбрала судьбу оперной певицы Марии Каллас. Пьеса бродвейского драматурга Терренса МакНелли беллетризует биографию оперной дивы. Давая мастер-класс для студентов (время действия – 70-е годы), Каллас вспоминает свою жизнь – вершины сценической карьеры и пропасти личных трагедий. К этой пьесе российской театр, хоть и нечасто, но обращается, что неудивительно: крепкий мелодраматический сюжет с живыми диалогами, способными и рассмешить, и добавить сентиментальную ноту, но главное – с ролью для большой актрисы, всецело властвующей над сценой и публикой.

Людмила Васильевна предложила режиссеру Сергею Яшину пьесу сама, храня задумку на роль больше 10 лет. Пьеса для актрисы биографична дважды: это и оммаж своей – оперной – семейной истории, и своей жизни. Ей ли не знать изнанки сцены! Мария Каллас размышляет и о закулисных интригах, и о поклонниках, в один миг из благодарно внимающих способных обернуться в разъяренную толпу гонителей. А когда Максакова–Каллас рассказывает о голодной юности в оккупированных Афинах, реализма ее располагающей к сопереживанию интонации, безусловно, добавляют и автобиографические воспоминания актрисы о военном детстве.

Каллас – героиню зритель застает уже без голоса, на склоне лет – погружается в воспоминания на той или иной до боли знакомой арии. Блистательная на сцене и загубленная в личной жизни рядом с вульгарным богачом (Олег Макаров «под маской» Незнакомца играет все эпизодические роли из воспоминаний и главное – исполняет роль надежного партнера по сцене) ее судьба – аллегория актерской жизни, наделенной божественным даром, но без простого человеческого счастья. Максакова акварельно рисует двойственность актерской природы: ревнивая капризность и гордыня граничат тут с житейской беспомощностью и слабостью.

У Людмилы Максаковой давно не было главных партий (как шутит актриса, можно было собирать вечер несыгранных ролей), а 2022 год подарил зрителям две долгожданные и блестящие работы любимой актрисы. В комедийном мини-сериале Надежды Михалковой «Номинация» Людмила Васильевна виртуозно создала пародийный и остросовременный портрет вдовы и главы благотворительного фонда почившей знаменитости. Железная леди Агафья Александровна держит в кулаке всех наследников богатой династии и управляет денежными потоками под вывеской родовой фамилии.

В сценическом образе Марии Каллас Людмила Максакова также безукоризненно подтянута и бескомпромиссна, она едко шутит и замечает любой промах нерадивого студента. «А где моя подушечка?» – Максакова заглядывает в кресло и кокетливо приподнимает ножку со шпилькой. Впрочем, в кресло актриса садится всего на несколько минут. Все остальные два с лишним часа остается на ногах, в изящных туфельках и строгих брючных костюмах – кажется, ей неведома усталость. И как только зрителю может показаться, что актрисе в силу возраста уже не так легко преодолевать и вербальные, и невербальные периоды, она тут же сражает публику молниеносной реакцией. Максакова абсолютно солидарна со своей героиней: сцена дает силы.

Именно тонкой, но осязаемой границе между реальностью сцены и жизни посвящен и финальный монолог актрисы, в ее глазах стоят слезы, они туманят их, но не застилают огонь взгляда. Искусство спасает, искусство дает смысл, хотя его фантастическое вещество эфемерно. «Лучше переживать трагедии на сцене, чем в жизни», – так говорила Мария Каллас. 


Читайте также


Венгерский премьер ищет способы сохранить власть

Венгерский премьер ищет способы сохранить власть

Надежда Мельникова

На фоне громкого скандала Виктор Орбан начал реформу, укрепляющую институт президентства

0
1364
Минкультуры фиксирует явления для художественного осмысления

Минкультуры фиксирует явления для художественного осмысления

"Творческим работникам" подсказывают безопасные для них и важные для государства темы

0
2281
"Файлы Эпштейна" как новый Уотергейтский скандал

"Файлы Эпштейна" как новый Уотергейтский скандал

Владимир Васильев

Желание выигрывающего выборы политика подстраховаться опять обернулось для него проблемами

0
4466
В Киеве обнаружили третью бюджетную дыру за год

В Киеве обнаружили третью бюджетную дыру за год

Наталья Приходко

Оппозиция в Верховной раде опять потребовала отставки правительства из-за "Миндичгейта"

0
2344