0
3675
Газета Культура Интернет-версия

19.06.2022 19:29:00

Балаганчик, который всегда с тобой

"Машинерия зрелищ" Алексея Политова и Марины Беловой в Московском музее современного искусства

Тэги: ммси, выставка, машинерия зрелищ, алексей политов, марина белова


ммси, выставка, машинерия зрелищ, алексей политов, марина белова Последняя электричка. Фото агентства «Москва»

25-летие дуэта Алексея Политова и Марины Беловой куратор Сергей Хачатуров обыграл «Машинерией зрелищ». Здесь объединены восемь больших проектов разных лет, а еще культурные коды – с клише, жизнь с балаганным действом и рефлексия с иронией, которая тут же превращается в иронию над иронией.

Быть шутом, «травести и трикстером – прерогативы, которые недоступны настоящему императору, охраняющему самый что ни на есть правильный миропорядок», пишет Сергей Хачатуров в тексте к одному из выставочных разделов. «Эротические мотивы вполне объединяют первобытное общество и карнавал», – комментирует он в другом. «Машинерия зрелищ» выходит за рамки просто ретроспективы – кураторский взгляд, благодаря которому прошлое, будь то эпоха Реформации или Екатерининский век, прорастает в настоящем мотивами площадного действа, балагана, карнавала, представляет необычный ракурс на известные работы художников. Вместе с тем он превращает выставку в новое цельное повествование, главы которого объединены фарфоровыми фигурками – эдаким чичероне-трикстером, что всякий раз отбрасывает не похожие на себя тени.

Открытки с подписями, камеи, рюмочная в виде летающей тарелки (с портретами художников, кураторов и критиков на бутылях — некоторых уже нет в живых, и объект, 18 лет назад сделанный для фестиваля «Арт-Клязьма», постепенно начинает восприниматься и как памятник прошлому), электричка, мультфильмы со стихами Александра Тимофеевского, театр теней, масскульт сталкиваются лбами. Как «Последняя электричка», лихими машинистами которой тут стали сами Политов и Белова, они идут напролом сквозь эпохи, делая их комнатами большой веселой коммуналки. Там и античные Афродиты, и русские бабы, и Роден, и Че Гевара. «Художники были одинаково нищими и страшно креативными. Наш творческий подход – из 1990-х», – говорит в интервью Art Newspaper Марина Белова.

Тело, оболочка образа, делается лейтмотивом отражения мира, его желаний, его страстей, его шаблонов. Похищенная Европа глядит вожделенной картинкой из магазина для взрослых, маленькие башни – символы мировых столиц отбрасывают большие тени. В области балета мы все еще впереди планеты всей? – тут раздухарившаяся, как динамо-машина, балерина дает ногой по физиономии спортсмену. У уставших припадать на колено амуров перебинтованы ноги, котики маскируют фривольную картинку, бутылка джина на пару с пакетом кефира отбрасывают тени-небоскребы. В мультфильмах спортсмены на словно заедающем, прихрамывающем изображении подтормаживают, ставя новые рекорды, а классики литературы умеют шутить над собой: «Один сумасшедший напишет, другой сумасшедший – прочтет». Зрелище – то, что всегда с тобой, одни в нем тонут, пытающиеся спастись видят себя со стороны.

Плоть, тень, проекция – во все это вплетены рассуждения о том, на что вообще сегодня способен образ как таковой. Ответ, кажется, в том, что он переменчив, обманчив, но все еще достаточно силен. Он может дать забыться в карнавальной сутолоке, а может утянуть за собой в театр теней, таких образов «наоборот», за шутливой интонацией которых порой могут открыться и несколько зловещие мотивы. Мы – тень наших страстей. Но когда мрак уже не разрежается, не император, а шут может проговориться о важном. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2200
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2097
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14045
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9123

Другие новости