0
5377
Газета Культура Интернет-версия

15.08.2022 18:53:00

Хрупкое тело и большая ступня. В Музее-заповеднике "Царицыно" рассказывают "Путь Патимат"

Тэги: царицыно, музей, выставка, дагестан, путь патимат, женский мир, искусство


царицыно, музей, выставка, дагестан, путь патимат, женский мир, искусство Работы для выставки предоставили несколько крупных музеев. Фото с сайта www.mos.ru

Согласно музейному описанию, готовившаяся больше четырех лет выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана», – результат путешествия в Дагестан куратора Ксении Паршиной. По ее словам, «вернулась совершенно другим человеком». Очарование этой традиционной культурой чувствуется в интонации текстов-комментариев, хотя писать их непросто, как непросто объединить интонацию рассказчика с упоминанием массы терминов. Выставка, занявшая девять небольших залов Хлебного дома, готовилась в партнерстве с Дагестанским музеем изобразительных искусств имени Гамзатовой. Кроме того, экспонаты привезли из Национального музея Дагестана имени Тахо-Годи, Этнографического музея и Кунсткамеры, Музея Востока, Исторического музея и Университета Косыгина.

Патимат – собирательный образ дагестанской женщины, проводницы в мир традиционного семейного уклада. Она хозяйка вещного мира, она – в мозаике лиц со старинных снимков, за ней наблюдает рассказчик-куратор, пока Патимат проделывает путь от «Дома» к «Воде», соответствующий выставочному маршруту. Почему-то в музее пишут, что проект ориентирован на дагестанскую культуру 1940-х, но слова эти звучат условностью. Здесь много предметов конца XIX – начала XX века (встречающий зрителя сосуд III тыс. до н.э. остается, в общем, за рамками повествования), и с другой стороны, есть советские вещи более позднего времени. А о том, что советское правительство делало в Дагестане, и вовсе упомянуто вскользь: «В 50-х годах XX века, когда жителей Кахуля переселили на равнину, (гончарный. – «НГ») промысел исчез...»

Главная остановка тут, как нетрудно догадаться, «Свадьба», и именно эти обычаи могут показаться современному московскому зрителю самыми необычными. Замужество ассоциировалось с перерождением, буквально переходом в новый мир: в застолье невеста не участвует, а во время всего торжества ее лицо скрыто покрывалом. В разных местностях свои нюансы, в кубачинской свадьбе непременно участвовали ряженые – холостые мужчины, надевавшие маски и развлекавшие гостей. Там же верили, что процесс перерождения длится 40 дней: столько девушка носила свадебное платье с украшениями, зато потом семейный праздник выплескивался в село – угощали всех.

Сам по себе вещный мир, ради которого проект и сделан, со всей рукотворностью этого мира, сфокусированностью на защите частного пространства, с ритуальной символичностью, то есть осмысленностью большинства бытовых предметов, укорененностью в памяти рода (к примеру, ткачеству девочек учили уже с пяти-шести лет), – банально говорить, но производит сильное впечатление. И это отнюдь не только кубачинское серебро. Вещи рассказывают истории, часть из которых озвучена, как, например, обычай носить массивные серьги-лунницы, с внутренней, соприкасающейся с телом стороны которых помещены благожелательные послания. Обереги вообще в дагестанской культуре очень распространены, сейчас представляют даже нагрудные амулетницы, какие женщины вместе с буркой (внутри нее вышивали знаки, защищавшие от всего дурного) делали мужьям. Часть этих историй для непосвященного зрителя остается загадкой, как кураторский комментарий о том, что «базовый» вокабулярий использовавшихся для керамики символов составлял 20 элементов. Каких? На выставке часто упоминаются распространенные солярные символы и рога, считавшиеся и оберегом, и знаком изобилия. Если отвлечься от керамики, возможно, и необычно крохотный, от земли невысоко поднимающийся деревянный стул-табурет аварцев, со спинкой в виде высоких рогов, тоже был связан с этой символикой.

Осмыслена была вышивка – пелены для новобрачных, для усопших, на все случаи. То, что в системе ценностей традиционных культур связано с системой знаков, европейское искусство на рубеже XIX–XX веков принялось впитывать как новую эстетику. Хорошо известно на уровне фактов – коллекционирования художниками – об увлечении модернистов японской гравюрой и африканской пластикой, но если выбрать поэтичный ассоциативный путь, эти аналогии в наших музеях стали распространять на мир Востока вообще. Так, Пушкинский музей делал выставку о сходстве мотивов восточных тканей, бухарских халатов с развитием абстракции, а Этнографический недавно показывал как раз дагестанскую кайтагскую вышивку, упомянув, что в 1990-х ее открыли для себя европейские специалисты и стали сопоставлять «с творчеством Анри Матисса, Пауля Клее, Жоана Миро и других мастеров».

Осмыслены были головные уборы, тоже сильно различающиеся от этноса к этносу, это один из древнейших элементов дагестанского костюма, с которым женщина не расставалась и ночью. Образом жизни до известной степени была осмыслена даже анатомия – девушке хорошо быть хрупкой и проворной, но с развитой, большой ступней, поскольку, например, для гончарного дела надо «отминать» глину.

Подобранное к проекту современное искусство выглядит традиционно, и в этом смысле большинство картин и панно необязательны. Будь здесь работы всемирно признанной Таус Махачевой, они тактично и ярко связали бы традиции с сегодняшним днем именно современным языком, но тут уж вопрос кураторской воли или иных обстоятельств. 


Читайте также


Пожарные не любят фильмы про пожарных

Пожарные не любят фильмы про пожарных

Елена   Радченко

Хорошо бы не соврать в главном, да и в деталях не промахнуться

0
2008
 ВЫСТАВКА  "Поэзия японской керамики"

ВЫСТАВКА "Поэзия японской керамики"

0
1350
 КОНЦЕРТ  Кантонская опера "За кулисами"

КОНЦЕРТ Кантонская опера "За кулисами"

0
1355
Красный цветок на окне. Суровый стиль художника Виктора Попкова

Красный цветок на окне. Суровый стиль художника Виктора Попкова

Виктор Леонидов

0
2364

Другие новости