0
4987
Газета Культура Интернет-версия

22.08.2022 18:40:00

Стихийно-неизбывное. "Предельный экспрессионизм" Боба Кошелохова в галерее Artstory

Тэги: выставка, ленинградский андеграунд, предельный экспрессионизм, боб кошелохов, галерея artstory


выставка, ленинградский андеграунд, предельный экспрессионизм, боб кошелохов, галерея artstory Пастели из проекта Two Highways. Фото автора

Приуроченный к 80-летию Бориса (Боба) Кошелохова (1942–2021) проект «Предельный экспрессионизм» одновременно сделан в память о нем – унесла пандемия. Выставка классика ленинградского андеграунда возобновит работу 6 сентября.

Работавший санитаром, электриком, землекопом, грузчиком, студент мединститута, из института отчисленный, знаток философии, особенно экзистенциализма, завсегдатай кафе «Сайгон», основатель группы «Летопись» с ее принципами экспрессивного языка, ненадолго эмигрировавший в 1970-х, женившись, в Италию и вернувшийся из той «золотой клетки» в здешнюю «железную», – Кошелохов не успел познакомиться с собственными родителями. В 1942-м маму отправили в эвакуацию, по дороге она получила травму и умерла в больнице. Он рос в детдоме, который потом назвал внутренним состоянием: «Никто никому ничего не должен… Выживешь – хорошо, не выживешь – судьба».

Холсты нулевых и 2010-х, преимущественно из собрания Artstory, экспрессивные резким колоритом, грубой витальной формой, самим движением руки художника, воспринимаются эпизодами одного большого полотна. Кошелоховский нарратив можно сравнивать с Баскиа и Дюбюффе, можно говорить о совершенно самобытном неоэкспрессионизме, по большому счету в этом случае все не так уж принципиально. Лица, морды, лики, гримасы, маски в не вполне определенных обстоятельствах места – в каменном мешке или пейзаже – у Кошелохова делаются отпечатком эмоции, по его определению, «неизбывного состояния диалога» со всем. С городом, в котором все, от дворов-колодцев до помойки, сливалось для Кошелохова в большую стихию, с людьми как человеческой массой, отпечатками человеческого образа вообще, пусть предельно остраненного. С состояниями вроде одиночества, оцепенения, ужаса, несоответствия, какие кричат, скажем, с картинки, где два снеговика тупо сверлят глазами какое-то «никуда», прилепившись к душной малиновой стене. У него работа – скорее не итог, а процесс, бесконечные выплески версий ответов на вопросы, возможно неразрешимые.

В эмоциональный климат работ Кошелохова, считавшего, что из искусства не убрать грязь, говорившего, что все люди художники, просто многие спят, отрицавшего желание поражать и взамен того запросто произносившего слово «откровение», рассуждавшего, что мы как дети, часто не знаем, что творим, – именно эмоционально либо включаешься, либо нет.

Нервом выставки куратор Анна Апресян сделала узкий коридор, где теснятся пастели 1994–2000 годов из проекта Two Highways. Серийный формат был в духе Кошелохова, но даже для него это огромный масштаб – тысячи листов, почти 30 лет работы. Завершить он не успел. «По замыслу Кошелохова, проект должен был состоять из трех частей, – рассказывает куратор. – В первой части 1700 эскизов, во второй 6000 пастелей, а в третьей – живопись, интегрированная в город, то есть что-то между тем, что сейчас модно называть муралами, и граффити. Воплощены были только первые два этапа. В коридоре это показано, поскольку сам он рассказывал, что у него есть ощущение, будто он мчится по скоростной магистрали и боковым зрением выхватывает фрагменты окружающей действительности». Образы самых разных персонажей чаще всего не подаются разгадке, тут опять-таки эмоциональное включение в экспрессию художнического жеста. Здесь же крутят короткометражку Two Highways, снятую в 2008-м Ником Тепловым о художнике: там видно, как бы это выглядело, дойди дело до третьего этапа. Кошелохов рассуждает о земном пути, от начала до ухода: последует ли небесный путь, он не знает.

Живопись и графика в кошелоховском случае не просто определяются набившей оскомину фразой «неотделимы от личности автора» – без него самого эта стихийная экспрессия порядком теряет голос. Поэтому он появляется на экране, поэтому же вместо экспликаций приведены его цитаты. Такая, например: «Я все время в поиске, а поиск – это всегда ошибка, всегда поражение, всегда находка и всегда достижение». 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2188
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2090
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14038
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9118

Другие новости