0
3623
Газета Культура Интернет-версия

11.09.2022 19:22:00

Значит, Чтак. На Фабрике открыли "ПГТ" и "30 000"

Тэги: фабрика, выставка, валерий чтак, пгт, абсурдизм, cosmoscow


фабрика, выставка, валерий чтак, пгт, абсурдизм, cosmoscow Инсталляция Валерия Чтака «ПГТ». Фото автора

На грядущей ярмарке современного искусства Cosmoscow Валерий Чтак объявлен художником года, по этому случаю там покажут его «Выставку одинаковых картин». А пока два из четырех новых проектов в Центре творческих индустрий «Фабрика» – тоже его. Сольный «ПГТ» и кураторский «30 000». Что-то о времени и пространстве, с долей абсурдизма, с упорным ускользанием от «окончательных» трактовок.

«Знаю секрет», «Это секрет Полишинеля», «Затемнять» – надписи на французском, английском и даже что-то с иероглифами – немного разнообразят картонные стены, на которых, в свою очередь, написаны стены многоэтажек с горящими окнами и огромная крадущаяся невесть куда кошка. С балкона фабричного зала «Оливье» «поселок городского типа» виден как на ладони: картонный асфальт, картонные дома, самый воздух, похоже, тоже картонный.

Узнаваемая манера работы Чтака, как-бы-временные-материалы, как-бы-случайное-все, но ведь нет ничего более постоянного. В этом ПГТ легко потеряться, легко спастись от одиночества и легко в это одиночество впасть, легко почувствовать себя взятым на мушку и легко ощутить свободу, возможно, мнимую. Все взаимозаменяемо, надписи Чтака, библиотековеда по образованию, не стоит воспринимать всерьез. Он любит играть языками и в недавнем интервью Art Newspaper Russia назвал себя дадаистом.

Но внутрь ПГТ невозможно попасть. Это в буквальном смысле замкнутая система. Предложение «виртуального» маршрута жизни, и его лишь виртуально, с балкона, можно внедрить в это пространство. Наблюдать за чьей-то воображаемой жизнью, так похожей на твою, его, ее, всех.

К ненавязчивому абсурдизму чтаковских работ не то что приятно привыкли, его даже ждут. Когда из герметичного «интерьера» общественного пространства «ПГТ», где главное – перформативность жеста, то, что остается за кадром, так вот, когда переходишь в соседний зал с кураторским проектом Чтака «30 000», оказываясь внутри этого «интерьера» времени и пространства, то абсурдизм обретает, по крайней мере внешне, более плотные очертания.

Налево пойдете, придете к демонам Саши Пучковой. Напоминающие образы из христианских иллюминированных рукописей и гравюр, эти изображения не складываются в связный нарратив, иллюстрируя «парадоксы одновременного знания и незнания». Пойдете направо, упретесь в сделанные Евгением Уваровским картинки, ничего страшного, узнаваемые, но условные обозначения, только названы они номерами статей УК.

Стихотворная «Сказка» Михаила Червякова, заменяющая вводный текст к проекту, начинается так: «Там, сразу за шторами, начинается ночной город// С изваяниями мифических чудовищ на крышах». Демоны, как видно, разные, и мифические, и вполне конкретные. Они существуют на контрасте, одну стену делят монструозные персонажи-предметы Никона Филиппова, стершие грань «между человеком, техникой и природой», – и медитативные, монохромные, лишенные подробностей натюрморты-портреты камней как попытка освободиться от примет времени и пространства в работах Элины Марусовой.

Из «ПГТ» как замкнутого городского «интерьера» в интерьеры буквальные, по невидимым жильцам которого прошлось время, ведет серия Вероники Актановой с изображениями обиталищ разных знакомых, в том числе Чтака. Стартовавший в допандемийном 2019-м проект в 2022-м был дополнен: одни поженились, другие расстались, кто-то эмигрировал, кто-то остался на прежнем месте. Это комментарии-справки в рисованных виньетках. Под интерьерами времени в пресловутых золоченых багетах. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  "Поэзия японской керамики"

ВЫСТАВКА "Поэзия японской керамики"

0
1592
Красный цветок на окне. Суровый стиль художника Виктора Попкова

Красный цветок на окне. Суровый стиль художника Виктора Попкова

Виктор Леонидов

0
2683
Импрессионист обязан быть счастливым

Импрессионист обязан быть счастливым

Дарья Курдюкова

"Изображая воздух..." – выставка о русском акценте французского "-изма"

0
5239
 ВЫСТАВКА  "Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности"

ВЫСТАВКА "Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности"

0
3596

Другие новости