0
10704
Газета Культура Интернет-версия

25.09.2022 18:47:00

Семантика, ирония, утопия

Не стало художника-концептуалиста Елены Елагиной


Произведения Елагиной порой бывали не просто ироничны, а саркастичны. Фото PhotoXPress.ru

Человеческий и творческий тандем Елены Елагиной и Игоря Макаревича вызывал восхищение, это две неразделимые части целого, не теряющие самостоятельности. С первого их совместного проекта, «Закрытой рыбной выставки» 1990 года, шаг за шагом, выставка за выставкой они подтверждали статус не только классиков московского романтического концептуализма, но и просто классиков современного искусства и сложностью, нисколько не ущемлявшей цельности идей, и их визуальным воплощением (для Елагиной и Макаревича качество, «сделанность» произведения были принципиальны). Недаром в 2009-м их инсталляцию показали в основном проекте 53-й Венецианской биеннале и в том же году пустили в святая святых – строить диалог со старыми мастерами в венском Музее истории искусств, где их «Грибная башня» с водруженной на мухомор татлинской Башней III Интернационала соседствовала с брейгелевской «Вавилонской башней».

Елене Елагиной было 73. Это условная цифра, это рано – плотность идей, интенсивность работы и всю жизнь, и в зрелом возрасте были удивительные. На рубеже 2020–2021 годов их с Игорем Макаревичем и куратором Еленой Селиной проект «Обратный отсчет», отмечавший 30-летие творческого дуэта, занял оба здания Музея современного искусства на Гоголевском и стал одной из лучших выставок последних лет. Туда возвращались – хотелось пересмотреть и перечитать.

Художники-интеллектуалы – они в изобразительном искусстве мастерски выстраивают повествование, идет ли речь о галлюцинации авангардной утопии, показанной в знаменитой серии грибов, или об идеях космизма. Или о больших сольных персонажных проектах, как бы вступавших и в диалог друг с другом: в 1996-м были представлены и «Лигномания» Игоря Макаревича с маленьким человеком-буратино с его фобиями – и «Лаборатория великого делания» Елены Елагиной, посвященная советскому ученому Ольге Лепешинской, которая возглавляла отдел живого вещества в Институте экспериментальной биологии. Причем выбранные художниками герои были и сами по себе противоположностями, авторский подход к ним принципиально отличался, а все равно это воспринимается как диалог контрастов.

Как и подобает хорошим произведениям, их работы разворачивают длинные ассоциативные цепочки. За историями открывается предложение зрителю включать критическое мышление, это очень диалогичное и по отношению соавторов друг к другу, и по отношению к аудитории искусство. Но эти высказывания никогда не лобовые, они всегда остаются в поле искусства и говорят его языком.

Диалогично это искусство и в плане иронии, и в плане открытости к тому, чтобы зритель достраивал его смыслы, от пассивного созерцания переходя к активизированному зрению. Это то, что было в акциях группы «Коллективные действия», в которую вошли и Елагина с Макаревичем, ничуть не утратив автономности собственного искусства. И это то, из чего растет сегодняшний диалог с их работами, какой выстроили кураторы и художники Ян Гинзбург и Дмитрий Хворостов, когда позвали разных молодых художников реконструировать «Закрытую рыбную выставку» в Центре Вознесенского, создав отклик из 2020-го в 1990-й, который, в свою очередь, смотрел на 1935 год.

Елагина прошла выучку в мастерской Эрнста Неизвестного, брала уроки живописи у Алисы Порет, ученицы Филонова и Петрова-Водкина, получила диплом филолога. Шире этих конкретных уроков была среда. К Неизвестному приезжали Сартр, Марсель Марсо, генерал Григоренко, Аксенов, Вознесенский. Это было время знакомства с Мамардашвили, Александром Менем, Капицей, Шифферсом. С другой стороны, тогда была пора увлечения Елагиной обэриутами, о которых ей рассказывала Порет. И это было «время борьбы между нами и КГБ. Был ужасный, омерзительный гнет», – вспоминала Елагина в интервью.

Тема авторства, попытки освободиться от его давления или по крайней мере существенно само это понятие переосмыслить – важный для концептуализма вопрос. Отсюда использование найденных объектов, сожительство слова и образа, акцент на искусстве комментария, вскрытии смысловых зазоров в привычных всем образах. Все это вело к демократизации культуры. Об их с Елагиной соавторстве Макаревич говорил, что «Лена больше связана с семантикой, у нее больше иронического отношения. Ей легче придумать идею, а мне обычно проще пластически ее воплотить. Для Лены важнее замысел, здесь она ближе к ортодоксальному понятию концептуализма». Но та самая диалогичность создавала работы и проекты, где идея неотделима от визуализации, они абсолютно гармонично и неразрывно сосуществуют, как автор(ы) «Елагина–Макаревич».

Произведения самой Елагиной порой бывали не просто ироничны, а саркастичны. Это могло быть развоплощение заезженного слова «Прекрасное», когда к гигантским буквам префикса приставлены эмалированные красные посудины или когда эти буквы венчают красную катушку с надписью «Осторожно, кабель». И это могло быть «Высшее – адское», известное в форме инсталляции и объекта-чемоданчика, где сопоставлялись абстрактные понятия, так сказать, прежде всего силой убеждения самих слов. Нарочитая материализация этих слов в итоге тоже создавала эффект развоплощения. В инсталляции «Высшее» помещалось в рамку на плюшевый небесно-голубой фон, тогда как «Адское» цепляло крючками красные буквы внутрь рамки с разными известными символами. Там еще имелось два стула, голубой со звездочкой и адски-коричневый с торчащими гвоздями. Слово-образы – и комментарий, и способ действия Елены Елагиной.


Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
580
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
534
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
1316
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
244

Другие новости