0
11399
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2022 09:48:00

Русский бунт и русский мюзикл сошлись в истории о русском Робин Гуде

Мюзикл «Дубровский» в программе фестиваля «Видеть музыку»

Тэги: фестиватль, видеть музыку, театр, опера


фестиватль, видеть музыку, театр, опера Фото Александра Россоловского предоставлены Московским детским музыкально-драматическим театром "Поколение"

В столице начался VII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» - его открытие состоялось в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац, который по тому поводу показал свою самую свежую работу – AR-оперу уральского композитора Константина Комольцева «Любовь к трем цукербринам» (по Виктору Пелевину). Выбор инаугурационного места не случаен: худрук театра и постановщик «Цукербринов» Георгий Исаакян придумал сам фестиваль и в 2014 году возглавил Ассоциацию музыкальны театров России, которая собственно и проводит фестиваль.

Смотр музыкальных театров «всея Руси» продлится в Москве целых два месяца – будет показано более тридцати спектаклей со всех концов большой страны и даже из ближнего зарубежья. Организатор столь масштабного праздника музыки и театра – Ассоциация музыкальных театров России – сегодня объединяет более шестидесяти коллективов от Калининграда и Симферополя до Якутска и Хабаровска. Кроме российских театров членами ассоциации являются коллективы из Минска и Донецка, Еревана и Баку, Астаны, Алма-Аты и Ташкента.

В рамках форума прошла премьера мюзикла Кима Брейтбурга «Дубровский», которая совпала с презентацией нового (или обновленного) столичного театра, его первый спектакль в новом статусе и качестве. Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение» открыл тем самым первый сезон своего существования: он возник совсем недавно путем объединения Музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва и Драматического театра «Сопричастность». Первый спектакль нового объединенного театра прошел на сцене «Чихачёвки» - в бывшем кинотеатре «Ташкент» на Рязанском проспекте.

Традиционно афиша «Видеть музыку» богата мюзиклами. Самый демократический жанр музыкального театра широко распространен сегодня на просторах нашей страны – мюзиклов не чураются даже академические оперные театры, а уж для музтеатров и театров музкомедии они – самый «хлебный» репертуар. Палитра получается очень интересной и представительной, мюзиклы у нас ставят самые разные и по происхождению, и по жанровой и эстетической принадлежности. «Дубровский» в версии «Поколения» (режиссер и хореограф – Николай Андросов, дирижер – Владимир Янковский, сценограф – Виктор Шилькрот, художник по костюмам – Янина Кремер) назван «музыкальным спектаклем-ревю по мотивам повести Пушкина», но, кажется, сути дела то не меняет, тем более, что мюзикл Брейтбурга прекрасно известен, это его далеко не первая версия – начиная с мировой премьеры в Новосибирске в 2010-м он к настоящему времени выдержал уже почти два десятка постановок по всей России и даже ставился за рубежом (Минск), показывали его в прежние годы и на фестивале «Видеть музыку» (например, в версии Нижегородского камерного музыкального театра имени Степанова в 2019-м).

Либретто по хрестоматийному «разбойничьему» роману Пушкина написал знаменитый драматург Карен Кавалерян (в содружестве с Брейтбургом у него есть еще не менее успешные мюзиклы – «Голубая камея», «Джейн Эйр» и «Дюймовочка и Принц»), сохранив основную фабулу, но кое-что все же изменив, усилив драматизм, если не трагизм повествования. Титульный герой у него предстает гораздо более рефлексирующим и растерянным персонажем, особенно поначалу, а его склонные к бунту крестьяне – гораздо более расчетливыми и лукавыми, именно их вожаки (Егоровна и ее муж Архип) расстраивают освобождение Маши Троекуровой из под ненавистного венца с князем Верейским, ибо это противоречит их устремлениям на продолжение вольной жизни в лесах. Кроме того, в отличие от Пушкина, планировавшего продолжение неоконченного романа, и оставившего героя в живых (после ранения князем Верейским Владимир Дубровский скрывается сначала в лесах, а потом за границей), в мюзикле он погибает: финал трагичен. Тексты монологов и диалогов сочетают как высокий стиль пушкинского повествования, так и обыденную речь скорее уже дня сегодняшнего, хорошо понятную присутствующим в зале. При этом не раз возникают всякого рода аллюзии на прочие опусы русской классической литературы и даже оперного театра («Евгений Онегин», «Борис Годунов» и пр., что более чем правомерно, если вспомнить о том, что существует опера «Дубровский» Эдуарда Направника, некогда весьма популярная). Помимо героев пушкинского романа в пьесу введен рассказчик, скрепляющий своими поэтическими «докладами» эпизоды мюзикла-ревю: в «Поколении» его роль поручена звезде «Чихачёвки» заслуженной артистке Людмиле Полянской, предстающей перед публикой в брючном костюме и читающей текст по-мхатовски ярко.

Музыкальный язык Брейтбурга весьма демократичен – это такой лайтовый вариант мюзикла, коренящийся в традициях советской музкомедии и имеющий много общего с современной российской эстрадой. Неоспоримое преимущество партитуры, особенно уместное в демократичном жанре мюзикла – мелодическое богатство, простота и запоминаемость мелодий, которые сразу и крепко «садятся» в уши, их потом безошибочно узнаешь из тысячи: для «времен конца композиторов» (по Владимиру Мартынову), когда «вся музыка уже написана», согласитесь, весьма ценное качество, охарактеризовать которое можно метко – оригинальность. Оркестр театра, хор и солисты доносят этот яркий музыкальный материал весьма качественно, единственное, в чем можно упрекнуть театр – в недостаточно сбалансированной подзвучке: порой децибелы зашкаливали, жесткие ритмы становились уж слишком навязчивыми, а певцам прокричаться через плотную оркестровую ткань было не просто – не всегда был понятен вследствие этого пропеваемый текст.

Получившийся у «Поколения» спектакль также привлекателен своей доступностью и демократичностью – он хорош для семейного просмотра; на премьере было много детей школьного возраста, для которых такая встреча с литературным первоисточником из школьной программы только во благо. Сохранено время действия (1820-е), через ампирные абрисы помещичьей усадьбы и костюмы той поры предпринята попытка передать патриархальный дух русской провинциальной жизни. Хрестоматийны образы героев – романтичный Дубровский с «темными кудрями до плеч» (Артур Мухаметдинов), пузатый самодур Троекуров (Станислав Якубовский), по-интеллигентски натянутый как струна Дубровский-старший (Денис Стребунов), воздушно-возвышенная Маша – легко узнаваемая копия Татьяны Лариной (Елена Иванова) и т.п. Действие выстроено и разворачивается динамично, смена картин в стиле ревю (не зря спектаклю дан такой жанровый подзаголовок) проходит достаточно бесшовно, гладко, в результате чего не нарушена логика, а драматургическое развитие идет по нарастающей. Выразительные массовые сцены с яркими, характерными танцами (разбойничья крестьянская вольница) придают спектаклю черты настоящего мюзикла, поставленного с размахом и по всем законам жанра.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
604
Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Елизавета Авдошина

Новосибирский театр "Красный факел" выступил в столице РФ

0
2086
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
3105
Страна безоблачного счастья

Страна безоблачного счастья

Александр Матусевич

На сцене московской «Новой Оперы» с большими гастролями выступил Театр музыкальной комедии из Санкт-Петербурга

0
3080

Другие новости