0
11552
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2022 09:48:00

Русский бунт и русский мюзикл сошлись в истории о русском Робин Гуде

Мюзикл «Дубровский» в программе фестиваля «Видеть музыку»

Тэги: фестиватль, видеть музыку, театр, опера


фестиватль, видеть музыку, театр, опера Фото Александра Россоловского предоставлены Московским детским музыкально-драматическим театром "Поколение"

В столице начался VII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» - его открытие состоялось в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац, который по тому поводу показал свою самую свежую работу – AR-оперу уральского композитора Константина Комольцева «Любовь к трем цукербринам» (по Виктору Пелевину). Выбор инаугурационного места не случаен: худрук театра и постановщик «Цукербринов» Георгий Исаакян придумал сам фестиваль и в 2014 году возглавил Ассоциацию музыкальны театров России, которая собственно и проводит фестиваль.

Смотр музыкальных театров «всея Руси» продлится в Москве целых два месяца – будет показано более тридцати спектаклей со всех концов большой страны и даже из ближнего зарубежья. Организатор столь масштабного праздника музыки и театра – Ассоциация музыкальных театров России – сегодня объединяет более шестидесяти коллективов от Калининграда и Симферополя до Якутска и Хабаровска. Кроме российских театров членами ассоциации являются коллективы из Минска и Донецка, Еревана и Баку, Астаны, Алма-Аты и Ташкента.

В рамках форума прошла премьера мюзикла Кима Брейтбурга «Дубровский», которая совпала с презентацией нового (или обновленного) столичного театра, его первый спектакль в новом статусе и качестве. Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение» открыл тем самым первый сезон своего существования: он возник совсем недавно путем объединения Музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва и Драматического театра «Сопричастность». Первый спектакль нового объединенного театра прошел на сцене «Чихачёвки» - в бывшем кинотеатре «Ташкент» на Рязанском проспекте.

Традиционно афиша «Видеть музыку» богата мюзиклами. Самый демократический жанр музыкального театра широко распространен сегодня на просторах нашей страны – мюзиклов не чураются даже академические оперные театры, а уж для музтеатров и театров музкомедии они – самый «хлебный» репертуар. Палитра получается очень интересной и представительной, мюзиклы у нас ставят самые разные и по происхождению, и по жанровой и эстетической принадлежности. «Дубровский» в версии «Поколения» (режиссер и хореограф – Николай Андросов, дирижер – Владимир Янковский, сценограф – Виктор Шилькрот, художник по костюмам – Янина Кремер) назван «музыкальным спектаклем-ревю по мотивам повести Пушкина», но, кажется, сути дела то не меняет, тем более, что мюзикл Брейтбурга прекрасно известен, это его далеко не первая версия – начиная с мировой премьеры в Новосибирске в 2010-м он к настоящему времени выдержал уже почти два десятка постановок по всей России и даже ставился за рубежом (Минск), показывали его в прежние годы и на фестивале «Видеть музыку» (например, в версии Нижегородского камерного музыкального театра имени Степанова в 2019-м).

Либретто по хрестоматийному «разбойничьему» роману Пушкина написал знаменитый драматург Карен Кавалерян (в содружестве с Брейтбургом у него есть еще не менее успешные мюзиклы – «Голубая камея», «Джейн Эйр» и «Дюймовочка и Принц»), сохранив основную фабулу, но кое-что все же изменив, усилив драматизм, если не трагизм повествования. Титульный герой у него предстает гораздо более рефлексирующим и растерянным персонажем, особенно поначалу, а его склонные к бунту крестьяне – гораздо более расчетливыми и лукавыми, именно их вожаки (Егоровна и ее муж Архип) расстраивают освобождение Маши Троекуровой из под ненавистного венца с князем Верейским, ибо это противоречит их устремлениям на продолжение вольной жизни в лесах. Кроме того, в отличие от Пушкина, планировавшего продолжение неоконченного романа, и оставившего героя в живых (после ранения князем Верейским Владимир Дубровский скрывается сначала в лесах, а потом за границей), в мюзикле он погибает: финал трагичен. Тексты монологов и диалогов сочетают как высокий стиль пушкинского повествования, так и обыденную речь скорее уже дня сегодняшнего, хорошо понятную присутствующим в зале. При этом не раз возникают всякого рода аллюзии на прочие опусы русской классической литературы и даже оперного театра («Евгений Онегин», «Борис Годунов» и пр., что более чем правомерно, если вспомнить о том, что существует опера «Дубровский» Эдуарда Направника, некогда весьма популярная). Помимо героев пушкинского романа в пьесу введен рассказчик, скрепляющий своими поэтическими «докладами» эпизоды мюзикла-ревю: в «Поколении» его роль поручена звезде «Чихачёвки» заслуженной артистке Людмиле Полянской, предстающей перед публикой в брючном костюме и читающей текст по-мхатовски ярко.

Музыкальный язык Брейтбурга весьма демократичен – это такой лайтовый вариант мюзикла, коренящийся в традициях советской музкомедии и имеющий много общего с современной российской эстрадой. Неоспоримое преимущество партитуры, особенно уместное в демократичном жанре мюзикла – мелодическое богатство, простота и запоминаемость мелодий, которые сразу и крепко «садятся» в уши, их потом безошибочно узнаешь из тысячи: для «времен конца композиторов» (по Владимиру Мартынову), когда «вся музыка уже написана», согласитесь, весьма ценное качество, охарактеризовать которое можно метко – оригинальность. Оркестр театра, хор и солисты доносят этот яркий музыкальный материал весьма качественно, единственное, в чем можно упрекнуть театр – в недостаточно сбалансированной подзвучке: порой децибелы зашкаливали, жесткие ритмы становились уж слишком навязчивыми, а певцам прокричаться через плотную оркестровую ткань было не просто – не всегда был понятен вследствие этого пропеваемый текст.

Получившийся у «Поколения» спектакль также привлекателен своей доступностью и демократичностью – он хорош для семейного просмотра; на премьере было много детей школьного возраста, для которых такая встреча с литературным первоисточником из школьной программы только во благо. Сохранено время действия (1820-е), через ампирные абрисы помещичьей усадьбы и костюмы той поры предпринята попытка передать патриархальный дух русской провинциальной жизни. Хрестоматийны образы героев – романтичный Дубровский с «темными кудрями до плеч» (Артур Мухаметдинов), пузатый самодур Троекуров (Станислав Якубовский), по-интеллигентски натянутый как струна Дубровский-старший (Денис Стребунов), воздушно-возвышенная Маша – легко узнаваемая копия Татьяны Лариной (Елена Иванова) и т.п. Действие выстроено и разворачивается динамично, смена картин в стиле ревю (не зря спектаклю дан такой жанровый подзаголовок) проходит достаточно бесшовно, гладко, в результате чего не нарушена логика, а драматургическое развитие идет по нарастающей. Выразительные массовые сцены с яркими, характерными танцами (разбойничья крестьянская вольница) придают спектаклю черты настоящего мюзикла, поставленного с размахом и по всем законам жанра.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нет, я не строил клетку из кирпичей

Нет, я не строил клетку из кирпичей

Наталья Рожкова

Человек больше Вселенной, считает Константин Кедров

0
312
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
2360
Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту

Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту

Игорь Субботин

Турция может попытаться погасить внутренние беспорядки за счет обострения отношений с Израилем

0
2864
Обновленный "Ударник" снова покажет кино в 2027 году

Обновленный "Ударник" снова покажет кино в 2027 году

Андрей Гусейнов

Реставрационные работы в Москве ведутся на сотнях объектов культурного наследия

0
3069

Другие новости