0
2818
Газета Культура Интернет-версия

09.10.2022 19:13:00

Капитальный бурлеск. В Москве завершается фестиваль моноспектаклей Solо

Тэги: москва, фестиваль моноспектаклей, solо


москва, фестиваль моноспектаклей, solо Александр Николаев в роли сумасшедшего профессора «читает» лекцию о «Капитале». Фото с сайта www.nastrastnom.ru

Театральная осень в Москве традиционно была посвящена международным фестивалям: на столичных площадках смотры сменяли друг друга, соревнуясь в привезенных иностранных гастролерах – звездах европейского театра. Сегодня слово «международный» в названиях оправдывается лишь приглашением бывших союзных республик. И, кажется, вот он – день икс. В условиях санкций и политического бойкота российский театр во всей широте, «подзабытые» театры ближнего зарубежья, наконец, безраздельно заполучат внимание и любовь зрителей, а публика поймет, что в погоне за лидерами европейской сцены годами высокомерно не замечала своих талантов и самородков. Только вот откат в прошлое – существование культуры в изоляции, чем яснее, что затянется надолго, тем очевиднее, что даст свои горькие плоды.

Программа фестиваля Solo-2022 представила чуть не вполовину московскую афишу, за последние сезоны в столице, к удивлению, появилось немало моноспектаклей. Жанра, как известно, редкого и трудного в исполнении, где главная изюминка – либо профессиональный опыт и сценическая сила актера, либо нетривиальный литературный материал, способные удержать внимание зрителя на протяжении часа с лишним. Что два хита независимых театральных проектов, уже обретшие в столице славу, и продемонстрировали.

Моноспектакль «Жирная Люба» в исполнении Олега Липовецкого поставила Юлия Каландаришвили – петербургский режиссер, которая занимается театром для подростков. Теперь постановку можно увидеть в репертуаре московского еврейского театра «Шалом» – его Липовецкий недавно возглавил.

Спектакль основан на автобиографической повести «Жизнь номер один», которая рассказывает о советском детстве героя – о тернистом пути взросления пухлого еврейского мальчика, от нелепых историй детсадовца в колготках к юношеским сюжетам любви и самоопределения с рокерским начесом. Спектакль близок стендапу: сам факт того, что актер-исполнитель – герой и автор записанных воспоминаний, дает эффект стопроцентной аутентичности. Потому самыми патетическими моментами становятся те сцены, где Олег Липовецкий еле сдерживает слезы, продолжая о ком-то свой рассказ, и публика понимает, что в эту секунду человек заново переживает настоящие, не актерские, чувства.

Реальная жизнь как акт художественного осмысления, наверное, никогда не перестанет вызывать любопытство. И в этом спектакле баланс между человеческой исповедью и ее художественным отстранением, дающим необходимый объем, изумительно соблюден. А харизматика актера (брутализм, смешанный с лирикой, беспрецедентной самоиронией и талантом рассказчика) настолько заряжает зал, что импровизированные диалоги с публикой превращаются в отдельные сценки на аплодисментах.

Так же как в стендапе, Липовецкий должен совершить перед зрителем акт саморазоблачения, чтобы целебно посмеяться над страхами, горестями и комплексами – абсолютно общечеловеческими. Центральная, сатирически поданная тема школьного буллинга, отравившего все школьное детство героя, перемежается с ностальгией по большой семье детства, ушедшим родственникам, их защите и теплоте. Художником Евгенией Платоновой найдена уютная сценографическая метафора – на сцене несколько разнокалиберных светильников, настольных ламп, «обозначающих» персонажей и материализующих их свет в жизни главного героя. Еврейская семейственность – образец домашнего очага, дающего защиту и опору. Тем страшнее рассказ героя о еврейском местечке в Украине, потерянном рае, откуда идет его семейная история. В этот момент ощущаешь, как в сегодняшнем мире еще недавно самые надежные столпы и узы крошатся и рушатся в одночасье, хотя речь тут идет в общем-то о годах прошлых – еще «мирных».

Антитезой этому «простому», но подкупающему спектаклю стал «Капитал» камерного театра «Среда 21», созданный, напротив, со ставкой на неординарный сценарий (справедливости ради, его идея многим не давала покоя, начиная с Сергея Эйзенштейна). Фундаментальный труд Карла Маркса объяснил «для чайников» писатель и поэт Алексей Цветков, расцветив классические термины современными примерами из повседневной жизни, издав свою хрестоматию, которая и взята для инсценирования. Актер «Студии театрального искусства» Александр Николаев (режиссер – тоже ученица Сергея Женовача Надя Кубайлат) в роли сумасшедшего профессора «читает» лекцию о «Капитале», пытаясь растолковать зрителям насущные понятия, определившие жизнь планеты полтора века назад, буквально на пальцах. И зрители становятся «подопытными кроликами»: когда профессор предлагает залу вспомнить рекламные слоганы, оказывается, что даже по прошествии десятилетий они переполняют наши головы, символизируя торжество товарного фетишизма.

На сцене царит «хаос». Куча мусора превращается в символ мирового перепроизводства, на стене тикает секундомер под лозунгом «Время, которое вы купили», во все стороны как пыль забытья летит мука. А исполнитель вдруг отказывается от своей вымышленной роли и признается самому себе, что и он, актер, такой же товар, как все и вся.

Формальный – излишне нагроможденный – рисунок спектакля актера переигрывает. Гротескное портретирование героя, проникшего в суть иллюзорного мира капитала, мешает актеру личностно раскрыться, потому живой энергии в постановке почти нет, впрочем, в режиссерскую идею это своеобразно заложено.

Вечное циркулирование капитала обнажает мир, исчерпывающийся товарно-денежными отношениями, и от такого мира веет мертвечиной, а ведь мы в нем продолжаем жить. Краска бурлеска высвечивает вопиющие противоречия жизни общества не хуже античной трагедии. Погоня за прибылью, меновой стоимостью товара, игнорирующие реальную нужду потребителя (батон хлеба в супермаркете не будет продан и заплесневеет на полке, а люди в мире не перестанут голодать). Приближающийся апокалипсис в виде термоядерного кризиса капитала, на грани которого уже давно застыла планета. Деньги как фикция, поработившая мир. Все эти теоретические законы капитала, завернутые в шутовскую обертку безумия, предстают в спектакле шекспировскими страстями с предопределенным финалом – из замкнутой системы нам уже не выбраться. 


Читайте также


Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
1298
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
1771
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
2091
Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Елизавета Авдошина

На Чеховский международный театральный фестиваль прибыли труппы из 12 стран

0
1907

Другие новости