0
3164
Газета Культура Интернет-версия

09.10.2022 19:15:00

Панцирь мироздания. В Музее Зверева отмечают 85-летие Дмитрия Плавинского

Тэги: музей зверева, выставка, дмитрий плавинский, неофициальное искусство


музей зверева, выставка, дмитрий плавинский, неофициальное искусство К прошлому художник обращался через голову современности. Фото с сайта www.museum-az.com

К 85-летию классика неофициального искусства Музей Зверева открыл выставку «Носороги на черепашьих бегах в Москве», а главное, издал «Книгу офортов» с текстами искусствоведа, вдовы художника Марии Плавинской и завотделом графики Пушкинского музея Олега Антонова. На сегодня это самое полное издание гравюр Дмитрия Плавинского.

Дюрер не видел носорога живьем. Плавинский видел дюреровского носорога. В 1510-х годах зверя привезли в Лиссабон, а в Германию отправили подробное описание с иллюстрацией. В 1987-м Плавинский гравировал своего «Носорога», сохранив дюреровскую монограмму (диалог с классикой – важный для него сюжет). Утрированный немецким мастером панцирь теперь и вовсе уподоблен вселенскому ландшафту – с горами, морями и небесными светилами. Это самый поздний офорт Плавинского, сделанный почти через десять лет после того, как он прекратил систематические экзерсисы в этой технике.

Черепаха упала в его искусство гораздо раньше, став одним из главных лейтмотивов. Случай бытовой и, как нередко бывает с повседневностью, трагический. Что-то шмякнулось на землю перед полуподвальным окном Плавинского – высунувшись посмотреть, он обнаружил черепаху с трещиной в панцире. С жизнью эта трещина была несовместима. Но в графике и в живописи Плавинского животное сделалось символом космического масштаба. Первые рисунки и картина относились еще к концу 1950-х. В 1969-м появился офорт «Боспорская черепаха» (его показывают на выставке): ее панцирь – одновременно и пейзаж, увиденный с космической высоты, и археологический слой с таинственными знаками и буквами.

У Плавинского черепаха – мудрость, немая тайна, смеющаяся над нами, не способными ее разгадать. И искусство в целом – тайна. «Расщепление и поглощение образа пространством символов и представляет собой структурный символизм… Принято думать, что художник раскрывает себя в своих произведениях. Совсем обратное: художник шифрует свое «я» системой иероглифов. Прочесть их дано не каждому, и последний из символов прочтению не поддается», – говорил он о своем методе «структурного символизма».

«Черепаха с буквами Ер и Ять», «Храмовая черепаха», «Священная черепаха», «Космическая черепаха», «Старая черепаха» – экспонируемые сейчас картины-рельефы конца 1960-х – начала 2010-х многослойны буквально и символически. Мудрое медлительное создание тащит на себе мир, открывается космическим далям, а то вдруг замирает в медитативном свечении почти совсем гладкой поверхности на одном из главных полотен нынешнего показа «Белая черепаха» 1982-го.

Искусствовед, приемная дочь художника Елизавета Плавинская рассказывает, что в этой картине «около 15 слоев. Под слоями лессировок есть еще примерно 5 слоев живописи. Там даже фон сделан мерцающим, а складки пергамента и бороздки между щитками панциря рельефны. Этот труд, я помню это, длился каждый день по многу часов. А потом весь «исчезал» под лессировками».

О необычной живописной технике Плавинского она говорит, что «основы этого уникального технического волшебства были заложены во время его обучения в Училище 1905 года на театрально-постановочном отделении, где в те времена преподавали художники, обученные еще в 1920-е годы. И от своих учителей они знали техники старых голландских мастеров. То есть у Плавинского техника Брейгеля встречается с техникой иконописи. Выпуклое идет от иконы, где сначала вырезается ковчег, есть левкас – плюс есть технологии северной деревянной скульптуры, которая покрывалась левкасом. На это Плавинский наложил техники голландских лессировок, которые ему показали в училище. Он эти старые пыльные знания смог принести в нонконформизм и пустил в воплощение новых образов». Для создания рельефа на живописной поверхности, например, черепашьих чешуек «в ранних работах использованы песок, манка, макароны, горох и т.д. В 1960-х, пока он не стал часто делать коллажи, в живописи он делал до семи слоев грунта, то есть смены разных слоев клеев, красок и прочих основ, а дальше это вышкуривалось, полировалось. В нью-йоркский период (1991–2004 годы. – «НГ») он работал со специальными голландскими рельефными пастами, английскими лаками и итальянскими красками. Он всегда очень хорошо понимал технологию краситель–связующее–разбавитель».

Выставка с живописью, графикой, фильмом-интервью Валерия Залотухи, фотографиями из семейного архива, мультимедийной инсталляцией Серафима Инфанте (здесь, впрочем, кажущейся необязательной) получилась в духе Музея Зверева, камерной, но объемной. В гравюрах она намечает еще религиозные мотивы, пейзажи, в которых в большом видно малое, в малом – обобщение, будь то оттиск «Китайский пейзаж», напоминающий рисунки тушью с древних китайских свитков, или «Заброшенная церковь» – «Книга офортов» их развивает.

В альбоме, например, видно движение, истончение от ранней линогравюры 1958-го – «Ева» чересчур мясистая и основательная для грешницы и прародительницы (она сродни палеолитическим Венерам, а от пресловутого древа со своим именем скорее отмахивается) – к офортам «Книги трав» 1960-х, изысканным, напоминающим о позднесредневековом и раннеренессансном пантеизме. То самое большое в малом, вечность в повседневности у Плавинского – составляющая взаимоотношений времени и пространства, когда то и другое понято как символическая протяженность, процесс. И важный для него диалог с прошлым, к которому художник так запросто обращался через голову современности, тоже был частью пространственно-временных размышлений. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2177
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2082
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14036
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9113

Другие новости