0
3909
Газета Культура Интернет-версия

16.10.2022 19:29:00

"Куда дует ветер?" – инсталляция об одном дне, некотором времени и, возможно, всей жизни

20 минут до Правды

Тэги: ася заславская, инсталляция, куда дует ветер, москва, правда


227-7-1480.jpg
История длительностью в день показывает
застывшее время. Фото Ульяны Кравченко
Локацию для инсталляции Аси Заславской «Куда дует ветер?» они с куратором Моникой Норс искали и в Москве, а нашли за городом, в одном из старых дачных домов недалеко от станции Правда. «Мы в 20 минутах от Правды», – шутит художник. Но «Куда дует ветер?» о противоположном: «о тотальной неизвестности, в которой мы все оказались, а способность, которую не потеряли, – считывать самые понятные образы. Но и тут мы зачастую ошибаемся. Инсталляция оставляет возможность зрителю предполагать. Флюгер может показать, куда дует ветер, но не что будет дальше».

Деревянное крыльцо, лестница, чехарда комнат, огромные окна веранды, к которым, раздвинув серое небо, вдруг жмутся солнечные блики, – на термометре плюс 10. Диваны, стулья, овальный стол с подрагивающей складкой ткани, коврик с оленями, старенький телевизор, самовар, притулившийся в углу плюшевый медведь, чемоданы – все накрыто белой тканью.

Эта инсталляция не про сегодня, вчера, 100 лет назад – и одновременно про 100-летие назад, вчера и сегодня. Очищенная от примет времени, она о его переживании. Здесь много что можно вспомнить: отзвуки какого-то чеховского ощущения, что-то от Фирса, картину Якунчиковой «Чехлы» с чуть «запыленным», «гобеленным» колоритом. Можно – другое: «Джон Донн уснул, уснуло все вокруг./ Уснули стены, пол, постель, картины,/ уснули стол, ковры, засовы, крюк,/ весь гардероб, буфет, свеча, гардины». Или еще третье, четвертое: «Осенний холодок./ Пирог с грибами./ Калитки шорох и простывший чай». А можно вспомнить Кристиана Болтански, работавшего с темой времени и памяти, будь то, например, его инсталляция «Призраки Одессы» с темными пальто, покачивающимися в холодном флигеле «Руина» в Музее архитектуры во время I Московской биеннале современного искусства в 2005-м, будь то инсталляция Animitas с тихим звоном колокольчиков-душ, созданная в память о жертвах диктатуры Пиночета и показанная в разных точках мира (см. «НГ» от 26.07.18).

Уехали/вернутся/в связи с/из-за? – у работы «Куда дует ветер?», естественно, не может быть разгадки. Site-specific история длительностью в день показывает застывшее время – некоторое время или вечность, никто не знает. Время хранит память обжитого пространства. В этом смысле время и пространство тут универсальны. Художник говорит, что инсталляция «фиксирует время и оставляет надежду на будущее»: «Даже в самые сложные времена дом остается домом. И когда человек покидает дом, и когда возвращается, он переступает через порог – так начинается любой путь». Присутствия человека, по мысли автора, тут не предполагается, «мы здесь, чтобы задокументировать инсталляцию».

«Куда дует ветер?» называлась выставка к 25-летию студии Михаила Лабазова «ДЭЗ № 5» в 2014-м (см. «НГ» 27.06.14), Ася Заславская показывала там силуэты-«тени», людей на ветру, тоже как метафору пути. На II Триеннале современного искусства в «Гараже» два года назад она представила инсталляцию «Свободное место», рефлексию о времени через память об ушедших людях (см. «НГ» от 14.09.20). Время и пространство, время и отпечатки памяти, застывшее, ушедшее время, время надежды – ее сюжеты.

Незачехленным в новой инсталляции остался старый глобус. Только на нем уже нет карты мира. Нет мира. Нет карты. 


Читайте также


Московская формула благотворительности

Московская формула благотворительности

Андрей Гусейнов

Жители столицы могут легко внести вклад в помощь нуждающимся, а фонды – получить разнообразную поддержку городских властей

0
254
В Москве определяют параметры энергетической стратегии

В Москве определяют параметры энергетической стратегии

Олег Никифоров

Альтернативная генерация должна оставаться важной частью парка мощностей

0
409
Образ Москвы раскроют шедевры из Русского музея

Образ Москвы раскроют шедевры из Русского музея

Елена Крапчатова

Стартовавшая на ВДНХ уникальная выставка станет первой в череде необычных культурных проектов, которые примет столица РФ

0
1195
Надо ли сейчас нам бороться с писателем Венедиктом Ерофеевым и его произведениями

Надо ли сейчас нам бороться с писателем Венедиктом Ерофеевым и его произведениями

Евгений Лесин

Две кошечки во дворе, их зовут Алгебра и Гармония

0
1919

Другие новости