0
3776
Газета Культура Интернет-версия

18.10.2022 18:19:00

Маэстро Владимир Федосеев отметил юбилей концертом в Московской консерватории

Несущий пушкинское слово

Тэги: дирижер, владимир федосеев, юбилей, концерт


дирижер, владимир федосеев, юбилей, концерт Владимир Иванович для финала выбрал Четвертую симфонию Чайковского. Фото Эмиля Матвеева © пресс-служба БСО им. Чайковского

Владимиру Ивановичу Федосееву – 90. Его имя не нуждается в особом представлении: некогда главный дирижер оперного театра Цюриха, Миланского симфонического оркестра имени Джузеппе Верди и приглашенный дирижер Токийского симфонического оркестра, Владимир Федосеев сегодня верен своему родному коллективу – Большому симфоническому оркестру имени Чайковского (БСО). А также своей стране, в которой признается в любви со сцены, русской музыке, традициям, оставаясь «последним из могикан» уходящей эпохи.

В честь юбилея маэстро в двух столичных залах – «Зарядье» и Большом зале Московской консерватории – прошли праздничные концерты. В «Зарядье» выступил Денис Мацуев, исполнивший на бис знаменитую сюиту «Время, вперед!» Свиридова, прозвучала мировая пьеса-посвящение Александра Чайковского «Вариации на тему FEDOSEEV», а сам юбиляр получил высокую награду из рук патриарха Кирилла – орден Славы и чести I cтепени.

Без поздравительных слов не обошлось и на концерте в Московской консерватории. Так, Владимир Иванович был удостоен Золотой медали Российской академии художеств, которую ему вручил академик Андрей Золотов, весьма точно назвав Федосеева музыкантом, «несущим пушкинское слово». На что именинник, обращаясь к переполненному залу, ответил пушкинской цитатой: «Я вас люблю. Люблю безмерно». Несмотря на возраст, маэстро по-прежнему встает за пульт БСО, лишь изредка отдавая бразды правления коллегам (в «Зарядье» второй половиной концерта дирижировал Денис Лотоев). В Большом зале Владимир Федосеев и его оркестр представили двухчасовую программу, в которой объединилась музыка крупнейших русских симфонистов – Чайковского, Рахманинова, Скрябина.

В одном из ранних опусов Скрябина, симфонической прелюдии «Мечты», БСО подчеркнул изысканные гармонические связи, «воздушную» фактуру и тембровые нюансы, свойственные мышлению молодого композитора, который еще не выработал свой, ни на кого не похожий музыкальный язык. Выбор этого сочинения символичен – что, как не мечтам о возвышении русского искусства, предавался выпускник аспирантуры Московской консерватории Владимир Федосеев в далекие 70-е. Большим подарком для юбиляра стало выступление Николая Луганского, с которым его связывает 30-летняя творческая дружба. Пианист исполнил Второй фортепианный концерт Рахманинова в своей излюбленной поэтичной манере, погружая в светлую рахманиновскую грусть, сквозящую в каждом звуке. И, конечно же, маэстро Федосеев не мог не включить в праздничную программу своего любимого композитора Чайковского – его Четвертую симфонию. Именно это сочинение стало первой крупной работой Федосеева-дирижера, которую ему доверил сам Евгений Мравинский. Спустя полвека оно прозвучало с таким же гигантским размахом, по-театральному драматично, как история, в финале которой, как утверждал композитор, «жить все-таки можно». И 90-летний дирижер был явно с ним согласен, трактуя тему финала «Во поле береза стояла» как победу над всеми испытаниями героя.


Читайте также


 КОНЦЕРТ  Фестиваль современной хореографии Futurum

КОНЦЕРТ Фестиваль современной хореографии Futurum

0
2326
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6221
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
3683
 КОНЦЕРТ  Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

КОНЦЕРТ Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

0
5176

Другие новости