0
4925
Газета Культура Интернет-версия

06.11.2022 20:21:00

9-ю Московскую биеннале и готовили, и закрывали почти тайно

Тэги: 9я Московская биеннале, искусство, выставка


9-я Московская биеннале, искусство, выставка Скриншот видео презентации

9-я Московская биеннале не состоится. Основной ее проект должен был называться «Стенография чувств», в нем планировалось участие 24 художников и объединений. Но это стало известно уже после отмены выставки Министерством культуры. А имя куратора проекта, который должен был открыться в Новой Третьяковке 8 ноября, неизвестно и сейчас.

В этой истории странно все, начиная с ее абсолютной непрозрачности, причем с обеих сторон. СМИ рассказали о сообщении Минкультуры (на него также ссылается команда биеннале), в котором упоминается «несоответствие уровня целого ряда экспонатов статусу избранной площадки». Однако в официальных источниках обнаружить сам этот документ не удалось - на сайте Минкультуры или в новостной рассылке текста нет, как нет вообще никакой информации о биеннале.

К организаторам биеннале вопросов не меньше. Главный — о необъяснимой таинственности, сопровождавшей подготовку всего этого выпуска вплоть до не состоявшегося открытия. Не вспомнить других случаев, когда на превью выставки приглашали с припиской «пресс-материалы проекта будут доступны после пресс-показа». Почему команда биеннале, проекта со сложно добываемым, но все-таки немалым бюджетом, а не штатной выставки «из фондов», которой затыкают образовавшуюся лакуну в экспозиционных планах, — предполагала сыграть в кота в мешке и что такого тайного было в пресс-материалах? Кто эта команда биеннале? Названы были только имена художников и приведена цитата, данная членом биеннального экспертного совета, директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Обращение к СМИ не подписано ни комиссаром биеннале Юлией Музыкантской, ни Пиотровским, ни куратором, чье имя, видимо, так и канет в Лету. Другие члены экспертного совета тоже неизвестны — на сайте смотра сейчас опубликовано только обращение и видеоролик с монтажа.

Обстановка была такой, что отмена биеннале оказалась не удивительной. Как не удивил и отказ российского павильона от участия в 59-й Венецианской биеннале. И перенос на 2023 год 8-й Московской международной биеннале молодого искусства. Но об этих событиях комитет Венецианской биеннале и организаторы Московской биеннале молодого искусства хотя бы официально и открыто сообщили. А вот о другой потере, - об отмене премии «Инновация» на 2022 год, после закрытия Государственного центра современного искусства становившейся все более формальной, - официально тоже не сообщали.

О Московской биеннале начали говорить как раз после объявления о блокировке проекта. «Команда» выпустила ролик с монтажа, где якобы почти все готово. При этом в числе претензий Минкультуры, как сообщал ТАСС, упоминалось нарушение сроков монтажа, а также говорилось: «не были представлены необходимые документы, что влечет за собой нарушение техники пожарной безопасности».

То, что можно увидеть на ролике и весьма фрагментарно прокомментировано в биеннальном обращении, оставляет странное впечатление. Смотр называется «международная биеннале современного искусства», однако под сомнение в самом этом названии оказалось поставлено многое. Например, международный статус: организаторы заявили, что художники будут только российские. Непонятным стал и формат биеннале как вообще-то масштабного смотра contemporary art. Биеннальному формату в общепринятом смысле не соответствуют ни количество участников, ни сочетание, казалось бы, не сочетаемых между собой имен. Среди них, например, и отличные пересмешники Марина Белова и Алексей Политов, чей раздел на видео заставляет вспомнить недавнюю большую выставку в Московском музее современного искусства, и вдруг - Даши Намдаков… «Зритель должен был пройти от «Напряжения» через «Уважение», «Ностальгию», «Удивление», «Бесконечность», «Веру», «Надежду», «Спокойствие», историческую «Память», «Благоговение», «Благодарность», «Горечь несбывшегося», «Любовь» и «Сопричастность» к «Свету» и «Покою», — сказано в биеннальном обращении. 24 художника и объединения на 16 разделов, да каких…

На вопрос «НГ» к Юлии Музыкантской о бюджете биеннале ее пресс-служба ответила: «Общий бюджет проекта — чуть больше 30 млн руб., и это из нескольких источников. Биеннале как и все коллеги лишилась двух спонсоров весной. Субсидия Минкульта в этом году составила 8,7 млн руб. Приблизительно как и в прошлый раз. Грант ПФКИ (Президентский фонд культурных инициатив) — около 10 млн руб. Сколько было от спонсоров — в каждом договоре прописано, что не разглашаем. Но общая сумма меньше 20 млн руб., но больше 10 млн руб.»

Очередной вопрос в том, знал ли кто-то из всех участников процесса, в том числе и Министерство культуры, что они увидят на выходе? Учитывая введенное в этом году требование к музеям предоставлять отчеты о выставочных планах, наверное, да. И хотя биеннале — не музейный проект, но реализуется при господдержке.

С другой стороны, у Московской международной биеннале что-то не ладится уже давно. В 2015-м под основной проект 6-го выпуска дали Манеж, потом власти площадку спешно отобрали и отправили смотр на ВДНХ, в итоге основной проект вынужденно превратился в дискуссионную программу. Прежний комиссар биеннале Иосиф Бакштейн из проекта ушел, его сменила Юлия Музыкантская. На 7-й биеннале, которую, к слову, к пресс-показу не вполне смонтировали, разразился скандал по поводу гонораров художникам. 8-ю позвали делать режиссера Дмитрия Чернякова, однако оперная чувствительность этого куратора изобразительному искусству вышла боком, выставка воспринималась с недоумением.

Словом, Московская биеннале давно шла к трансформациям, не вполне совместимым с самим этим форматом. В определенной степени это стало следствием и известного в России настороженного, если не сказать недоброжелательного отношения государства к современному искусству. Но, опять-таки, нынешняя отмена Московской биеннале — запрещение, где слишком много неизвестных с разных сторон. К слову, на сайте Минкультуры кое-что из «биеннальных новостей» все же нашлось — только касаются они 10-й областной биеннале авторских изделий из янтаря.


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2175
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2079
Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
4730
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14035

Другие новости