0
4865
Газета Культура Интернет-версия

06.11.2022 20:21:00

9-ю Московскую биеннале и готовили, и закрывали почти тайно

Тэги: 9я Московская биеннале, искусство, выставка


9-я Московская биеннале, искусство, выставка Скриншот видео презентации

9-я Московская биеннале не состоится. Основной ее проект должен был называться «Стенография чувств», в нем планировалось участие 24 художников и объединений. Но это стало известно уже после отмены выставки Министерством культуры. А имя куратора проекта, который должен был открыться в Новой Третьяковке 8 ноября, неизвестно и сейчас.

В этой истории странно все, начиная с ее абсолютной непрозрачности, причем с обеих сторон. СМИ рассказали о сообщении Минкультуры (на него также ссылается команда биеннале), в котором упоминается «несоответствие уровня целого ряда экспонатов статусу избранной площадки». Однако в официальных источниках обнаружить сам этот документ не удалось - на сайте Минкультуры или в новостной рассылке текста нет, как нет вообще никакой информации о биеннале.

К организаторам биеннале вопросов не меньше. Главный — о необъяснимой таинственности, сопровождавшей подготовку всего этого выпуска вплоть до не состоявшегося открытия. Не вспомнить других случаев, когда на превью выставки приглашали с припиской «пресс-материалы проекта будут доступны после пресс-показа». Почему команда биеннале, проекта со сложно добываемым, но все-таки немалым бюджетом, а не штатной выставки «из фондов», которой затыкают образовавшуюся лакуну в экспозиционных планах, — предполагала сыграть в кота в мешке и что такого тайного было в пресс-материалах? Кто эта команда биеннале? Названы были только имена художников и приведена цитата, данная членом биеннального экспертного совета, директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Обращение к СМИ не подписано ни комиссаром биеннале Юлией Музыкантской, ни Пиотровским, ни куратором, чье имя, видимо, так и канет в Лету. Другие члены экспертного совета тоже неизвестны — на сайте смотра сейчас опубликовано только обращение и видеоролик с монтажа.

Обстановка была такой, что отмена биеннале оказалась не удивительной. Как не удивил и отказ российского павильона от участия в 59-й Венецианской биеннале. И перенос на 2023 год 8-й Московской международной биеннале молодого искусства. Но об этих событиях комитет Венецианской биеннале и организаторы Московской биеннале молодого искусства хотя бы официально и открыто сообщили. А вот о другой потере, - об отмене премии «Инновация» на 2022 год, после закрытия Государственного центра современного искусства становившейся все более формальной, - официально тоже не сообщали.

О Московской биеннале начали говорить как раз после объявления о блокировке проекта. «Команда» выпустила ролик с монтажа, где якобы почти все готово. При этом в числе претензий Минкультуры, как сообщал ТАСС, упоминалось нарушение сроков монтажа, а также говорилось: «не были представлены необходимые документы, что влечет за собой нарушение техники пожарной безопасности».

То, что можно увидеть на ролике и весьма фрагментарно прокомментировано в биеннальном обращении, оставляет странное впечатление. Смотр называется «международная биеннале современного искусства», однако под сомнение в самом этом названии оказалось поставлено многое. Например, международный статус: организаторы заявили, что художники будут только российские. Непонятным стал и формат биеннале как вообще-то масштабного смотра contemporary art. Биеннальному формату в общепринятом смысле не соответствуют ни количество участников, ни сочетание, казалось бы, не сочетаемых между собой имен. Среди них, например, и отличные пересмешники Марина Белова и Алексей Политов, чей раздел на видео заставляет вспомнить недавнюю большую выставку в Московском музее современного искусства, и вдруг - Даши Намдаков… «Зритель должен был пройти от «Напряжения» через «Уважение», «Ностальгию», «Удивление», «Бесконечность», «Веру», «Надежду», «Спокойствие», историческую «Память», «Благоговение», «Благодарность», «Горечь несбывшегося», «Любовь» и «Сопричастность» к «Свету» и «Покою», — сказано в биеннальном обращении. 24 художника и объединения на 16 разделов, да каких…

На вопрос «НГ» к Юлии Музыкантской о бюджете биеннале ее пресс-служба ответила: «Общий бюджет проекта — чуть больше 30 млн руб., и это из нескольких источников. Биеннале как и все коллеги лишилась двух спонсоров весной. Субсидия Минкульта в этом году составила 8,7 млн руб. Приблизительно как и в прошлый раз. Грант ПФКИ (Президентский фонд культурных инициатив) — около 10 млн руб. Сколько было от спонсоров — в каждом договоре прописано, что не разглашаем. Но общая сумма меньше 20 млн руб., но больше 10 млн руб.»

Очередной вопрос в том, знал ли кто-то из всех участников процесса, в том числе и Министерство культуры, что они увидят на выходе? Учитывая введенное в этом году требование к музеям предоставлять отчеты о выставочных планах, наверное, да. И хотя биеннале — не музейный проект, но реализуется при господдержке.

С другой стороны, у Московской международной биеннале что-то не ладится уже давно. В 2015-м под основной проект 6-го выпуска дали Манеж, потом власти площадку спешно отобрали и отправили смотр на ВДНХ, в итоге основной проект вынужденно превратился в дискуссионную программу. Прежний комиссар биеннале Иосиф Бакштейн из проекта ушел, его сменила Юлия Музыкантская. На 7-й биеннале, которую, к слову, к пресс-показу не вполне смонтировали, разразился скандал по поводу гонораров художникам. 8-ю позвали делать режиссера Дмитрия Чернякова, однако оперная чувствительность этого куратора изобразительному искусству вышла боком, выставка воспринималась с недоумением.

Словом, Московская биеннале давно шла к трансформациям, не вполне совместимым с самим этим форматом. В определенной степени это стало следствием и известного в России настороженного, если не сказать недоброжелательного отношения государства к современному искусству. Но, опять-таки, нынешняя отмена Московской биеннале — запрещение, где слишком много неизвестных с разных сторон. К слову, на сайте Минкультуры кое-что из «биеннальных новостей» все же нашлось — только касаются они 10-й областной биеннале авторских изделий из янтаря.


Читайте также


В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

Геннадий Гутман

0
360
Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Дарья Курдюкова

Объединения в видения

0
1277
Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Василий Матвеев

На выставке "Архитектура и мода. В потоке времени" представлены платья горожанок XVIII–XX веков

0
4792
 ВЫСТАВКА "Передвижники"

ВЫСТАВКА "Передвижники"

0
279

Другие новости