0
3542
Газета Культура Интернет-версия

22.11.2022 08:57:00

О «Невидимом театре», который начали видеть


Фото с сайта ateatra.net

«Тенерифа»- так произносит название острова Отличник, персонаж первого романа Алексея Иванова «Общага на крови». В этом слове воплощение его мечты.

В романе сильно лирическое начало, которое несет главный герой Отличник, по всей вероятности, alter ego писателя. Режиссер Семен Серзин превратил повесть в пьесу для себя и актеров - однокурсников и выпускников других курсов РГИСИ, прежде называющегося Театральной академией Санкт-Петербурга. Все они прошли петербургскую театральную школу, работают в разных театрах, включая академические и столичные.

Семен Серзин в особом представлении не нуждается: о нем много написано как о герое фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» и создателе фильмов «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова и «Рыжий» об екатеринбургском поэте.

Писали и об «Общаге на крови» в основанном Серзиным «Невидимом театре», расположившемся в одном из цехов бывшей ситценабивной фабрики имени революционерки Веры Слуцкой.

Главного героя романа Отличника Серзин заменил коллективным героем, не упростив психологию персонажей, полярных по отношению друг к другу. Этот прием не нарушает логики действия и логики характеров. Один из персонажей перефразирует Шекспира: «Весь мир – общага», но, как и у Шекспира, у героев спектакля «свои есть выходы, уходы».

Серзин использует брехтовский прием остранения: время от времени актеры выходят из действия, произнося в микрофон внутренние монологи, обращая их к самим себе, творя над собой суд.

Игровое пространство не имеет сцены: актеры и публика на одном уровне.

Выразительная сценография Софии Матвеевой в стиле «бедного театра» Гротовского построена на легко читаемой метафоре: проволока на заднем плане не то, что бы тюремное, но все же ограждение, на котором подвешены колокольчики - это «время колокольчиков». Прототип одного из персонажей – Александр Башлачев.

Компьютерная графика Михаила Заиканова показывает безликий город с типовыми постройками, в одной из которых общага некоего института. Отрицательные персонажи, комендантша по кличке Ботва и безразличный ко всему милиционер, появляются на экране, не общаясь вживую со студентами; тон их разговора хамский и таит угрозы.

Действие начинается с самоубийства и самоубийством заканчивается. Жертвы – самые молодые, с неустоявшейся еще психикой. Крепко спаянная любовными и дружескими отношениями четверка - красавица, интеллектуалка, модница Неля (Александра Марина, приезжающая на спектакль из Москвы, где она служит в Театре Сатиры) верит в придуманного ею Бога-писателя, расписывающего жизнь по своему усмотрению; добрая, всепрощающая Леля (Юлия Башорина); поэт, музыкант, философ и безнадежный алкоголик Ваня, в котором угадывается Александр Башлачев (Алексей Фролов); знающий цену своей мужественности, заправский оратор, прибегающий к софизмам Игорь (Владимир Карпов), прибившийся к старожилам первокурсник Отличник (Геннадий Блинов) и попавшая в их орбиту юная Серафима (Марина Даминева) – протагонисты спектакля.

Они противостоят председателю студсовета общаги Гапонову (Михаил Касапов), вечно пьяному, нередко теряющему человеческий облик, обозленному на всё и всех, тирану в масштабах общаги. Атмосфера в ней чудовищная, но из поля зрения не выпадают серебряные колокольчики на проволочном ограждении. Зарождается чистая любовь Отличника и Серафимы. Кажется, «Тенерифа» уже рядом, стоит лишь протянуть руку. Но гибнет в автокатастрофе Серафима, рушится, казалось бы, вечный союз друзей, и Отличник, отторгнутый распавшейся четверкой и потерей Серафимы, не выдерживает и кончает жизнь самоубийством в туалете. «Тенерифа» исчезла, как Атлантида.

В начале спектакля кощунственно звучит «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о закрытом туалете». В финале строка насыщается жутким содержанием – очередное самоубийство в туалете. Падает проволочное ограждение, со звоном разлетаются колокольчики: «колокола сбиты и расколоты». До боли жаль ребят, у которых разбиты судьбы, покалечена душа. Актеры полностью перевоплощаются в своих героев. Это театр жестокости, о котором мечтал Антонен Арто, требующий от актеров и зрителей жестокости к себе!

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2784
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
2219
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3736
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
1114