0
4066
Газета Культура Интернет-версия

27.11.2022 18:20:00

Увидеть грядущее в прошедшем

В Северной столице проходит выставка "Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева"

Тэги: петербург, выставка, шереметевский дворец, любовь к трем апельсинам, венеция, казанова


петербург, выставка, шереметевский дворец, любовь к трем апельсинам, венеция, казанова Залы выставки окутывает таинственный полумрак. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Фестиваль «Дягилев P.S.» завершился программой «Лабиринт» из четырех одноактных балетов. Но приуроченная к нему выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева» в Шереметевском дворце продлится до середины апреля.

Когда поздним вечером выходишь в ночь после этой выставки из Шереметевского дворца (в залах которого ныне располагается Музей музыки, а по соседству – Музей Анны Ахматовой), проходя сквозь ветвистый узор ворот, чувствуешь себя принцем Дезире, пробирающимся сквозь заколдованный лес к принцессе Авроре. Заколдованной при этом воспринимается река Фонтанка, которая неожиданно в таком ракурсе и под гипнозом впечатления вдруг превращается в замерзающий, ослепленный огнями ночной венецианский Канале Гранде. Всего четыре зала и, как чуть позже выяснится из аудиоспектакля, – четыре акта, но за это время осмотра сознание успевает так погрузиться в предлагаемые обстоятельства, что с ним происходят удивительные метаморфозы. Петербург и Венеция экспонируются в них как территории отражения.

Осмотр экспозиции можно начинать и с той части, которая как бы Венеция, и с той, которая как бы Петербург, по часовой и против часовой стрелок, чтобы получить ни с чем не сравнимый опыт овладения петербургско-венецианским хронотопом, приручения пространства-времени. Ощущение, будто ты перешагнул за зеркало реальности – туда, куда так и стремились «бражники» и «блудницы», описанные Ахматовой в 1912 году к годовщине кабаре «Бродячая собака» в Петербурге, возникает сразу. Оно сильнее, если осмотр начинать с зыбкой территории мистического Петербурга, где в таинственном полумраке выставлен костюм Неизвестного в бауте и треуголке из драмы «Маскарад» Лермонтова. Туда словно бы проваливаешься – в этот черно-сизый, подсвеченный свечами морок, который затягивает, как затягивали залы петербургских ночных кабаре, уносящих прочь от унылых будней, рутинной и скучной мещанско-обывательской реальности. Фактура и колористика стен здесь вызывает ассоциации с чем-то призрачным, миражным, как бы растворяющим материю, словно на алхимическом сеансе.

Если же начать с направления «Венеция» и затем двигаться в сторону Петербурга, то тебя встретит гигантская гондола, точнее, ее черный остов, подвешенный к потолку, как корабль ищущего пристанища Летучего голландца, а серое солнце освещения зала напомнит цветовую гамму «Острова мертвых» Беклина. В этом зале собраны картины классической Венеции, какие можно видеть в Эрмитаже, – Луки Карлевариса, учителя Каналетто и Пьетро Лонги, а в его глубине – самый темный, потусторонне-спиритический и оттого до жути загадочный закуток, словно склеп с маленькими портретами Джакомо Казановы кисти Франческо Казановы и 20-летнего Сергея Дягилева кисти Константина Сомова, которые смотрят друг на друга как в зеркало. Дягилев, как известно, нашел свой последний приют на венецианском острове-кладбище Сан-Микеле.

Выставка нового поколения организована Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства при участии 19 партнеров, среди которых Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный исторический музей, Мемориальная квартира Андрея Белого (филиал Государственного музея А.С. Пушкина), Пушкинский Дом и Музей Блока (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга). Ее изобретательные идеологи прибегли к средствам мультимедийных технологий и театрализации пространства, расширяющих границы музея до музея как театра, книги, путешествия, внутри которого экспонаты фантастическим образом оживают, лишаясь привычной музейной застылости. Не касаясь выставленных в витринах предметов, зрителю тем не менее кажется, что он вступает в непростительно интимную близость со всеми ними. Здесь в роли медиума оказывается голос Джулиано ди Капуа, доносящийся из наушников, который со своим итальянским акцентом пробегается по воспоминаниям, стихам и письмам музыкально-литературной богемы Серебряного века.

Хронограф событий вплоть до катастрофы 1917 года здесь вынесен в самое начало, где можно найти и множество выдержек из дневников – любимого жанра писателей, музыкантов, художников, поэтов, философов и им глубоко сочувствующих. И потому в залах так много воздуха, питающего воображение. Среди центральных фигур – культовые герои Серебряного века, Мейерхольд, Бенуа, Кузмин, Глебова-Судейкина, три художника на «С»: Сомов, Сапунов, Судейкин. Фотографиям в богемных кругах предпочитали живые картины, а потому до дрожи любопытно отыскивать в картинах знакомые лица. Одной из кульминаций оказывается карандашный рисунок «Привал комедиантов» Сергея Полякова, определенный как «шарж», в точности запечатлевший действующих лиц эпохи. Они настолько живые, что кажется, ты сейчас оказался рядом с ними. Там и Мандельштам, и Ахматова, и Кузмин, и Лурье, и Бальмонт, и даже Шаляпин, и многие-многие другие. А на редкой картине Сергея Судейкина «Моя жизнь» из частной коллекции Валерия Дудакова в образе обнаженной Венеры узнается пассия художника – Вера Боссе, последним мужем которой чуть позже станет Игорь Стравинский.

Направление «Петербург–Венеция» начинается с «Маскарада» Мейерхольда неспроста, ведь именно комедия дель арте вскружила голову многим творцам, у которых «театральный инстинкт», согласно Николаю Евреинову, в их «театрализации жизни» перекрывал подчас инстинкты куда более важные, помогая им раскрепоститься. Конечно, велик был не только соблазн, но и все основания видеть в Петербурге, по словам Достоевского, «самом умышленном городе на свете», наследие Венецианской республики, где так многое было дозволено, где все были смелы, бесшабашны и творчески щедры. Кому не хотелось тогда совершить «Езду в остров любви», где телу обещалась неслыханная свобода. Но все эти дивные маски Пьеро и Коломбин после маскарадного вихря длиной чуть больше чем в десятилетие сорвал вихрь революции, о приближении которой наивно и беспечно бредили, к несчастью, многие.

Шепоты и шорохи времени, проявление непроявленного, встречи с призраками прошлого и с видениями будущего можно было наблюдать в перформансе «Присталище», устроенном в день открытия выставки Антоном Адасинским и Derevo Laboratorium. В спорадических, конвульсивных, как бы случайных траекториях движения их действо выстраивалось как нечто с трудом вербализуемое и постижимое, как то, что совершается на тонком невидимом слое между реальностью и нездешностью, между телом и духом. В их муках творчества, играх с бутафорией и подвижными декорациями вдруг прорывались ассоциации то с кубизмом Пикассо, то с образами Италии. Игравший Дроссельмейера в «Щелкунчике» Шемякина, Мефистофеля в «Фаусте» Сокурова, да еще и похожий на самого Мейерхольда, глядящего на нас с портрета Головина, Адасинский выступал с ансамблем своих актеров как сущий трикстер, нетерпеливо и нервно сшивавший нитью Времени полотна прошлого, настоящего и будущего. 

Санкт-Петербург


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2168
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2077
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14033
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9109

Другие новости