0
3720
Газета Культура Интернет-версия

29.11.2022 18:00:00

Центр "Зотов" открылся выставкой "1922. Конструктивизм. Начало"

Искусство – в массе

Тэги: культурный центр, зотов, выставка, конструктивизм, начало


культурный центр, зотов, выставка, конструктивизм, начало Фото агентства городских новостей "Москва"

Культурный центр «Зотов», расположенный в круглом конструктивистском здании бывшего Хлебозавода №5 им. Зотова, первого из пяти реализованных в СССР кольцевых хлебозаводов-автоматов, почти теряется на фоне 44-этажных махин бизнес-класса. Приспособлением хлебозавода под центр занималось бюро Сергея Чобана «СПИЧ» – оно же строило ЖК. «Зотов» открылся выставкой «1922. Конструктивизм. Начало», где 300 экспонатов из 17 музеев, архивов и 5 частных коллекций собраны, дабы еще раз убедить публику в том, что конструктивизм был стилем из тех, что охватывают все виды искусства, и это искусство не оторвано от жизни.

Не то чтобы тема отличалась новизной, но центр позиционируют как первую в России институцию, «полностью посвященную наследию конструктивизма», обещают даже грантовую научную программу, а кроме того, со стартовыми выставками никто не хочет рисковать.

На закате 1921 года в ИНХУКе возникла Рабочая группа объективного анализа, среди участников конструктивистского объединения были Родченко, Степанова и Попова. Группа, в частности, длинно и памятно обсуждала роль конструкции и композиции в искусстве. Дискутировал и Алексей Ган, который в 1922-м опубликовал один из программных для эпохи текстов «Конструктивизм». Ган призывал «раздеть буржуазный город», декларируя, что «настало время социально-целесообразному». Убеждал отказаться от «случайного, безучетного» – «ничего от слепого вкуса и эстетического произвола. Все должно быть осмыслено технически и функционально». В том же 1922-м Родченко стал профессором металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа, создав одну из первых в СССР школ дизайна. Внешняя выразительность функциональных предметов (конструктивистов называют «производственниками») строилась на выявлении конструкции.

В 1922-м Мейерхольд выступил в консерватории с докладом, определяющим принципы биомеханики. В том же году он поставил «Великодушного рогоносца» и «Смерть Тарелкина» со сценографией соответственно Поповой и Степановой, которые энергично утверждали конструктивизм на сцене. Эйзенштейн в 1923-м сформулировал принцип «монтажа аттракционов» спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты». Дзига Вертов в 1922-м в редактируемом Ганом журнале «Кино-фот» выпустил манифест «Мы», комментирующий его творческий метод. В том же журнале и в том же году первые фотоколлажи опубликовал Родченко. Основанный Алексеем Гастевым в 1920 году Институт труда в 1922-м прирос лабораторией биомеханики («Воспитание движений – это дорога к воспитанию точной работы мозга», – цитируют здесь Гастева). В 1922-м вышел «итоговый» текст Хлебникова «Зангези», а в Баку впервые исполнили «Симфонию гудков» Арсения Авраамова, ставшую одним из символов пролетарской культуры. В тот же год был создан Персимфанс, первый симфонический ансамбль без дирижера. Суть ясна: в 1922-м совпало много событий. Были и раньше (и татлинские контррельефы, и его башня, и та самая группа конструктивистов в ИНХУКе), и позже. Из 2022-го выбранная дата выглядит круглее.

Кураторы Полина Стрельцова, Анна Замрий и Константин Дудаков-Кашуро являют конструктивизм и то, что к нему хронологически примыкает, в массе – как выпрыгивающие из печи батоны. От книжных обложек, от «Пространственной графики» Петра Митурича со стихами Хлебникова (объект показан в реконструкции Мая Митурича-Хлебникова) до архитектуры и эскизов оформления городских празднеств. От сценических установок до шумовых машин. Из двух ключевых апологетов конструктивизма, Татлина и испытавшего его влияние Родченко, предпочтение отдано второму. Его путь прочерчен от живописных к пространственным конструкциям, от модели светильника для кафе «Питтореск» до проекта аэровокзала, а оттуда – к газетному киоску.

Первый выставочный этаж задуман теоретическим разделом, второй – практическим. «Прелюдия» танцует от кубизма, проскальзывает абстракцию Кандинского, пересекает супрематизм (вместо малевичевского квадрата, мелькнувшего в декорациях к «Победе над солнцем», тут – «Черный квадрат» Суетина), по касательной задевает даже электроорганизм Климента Редько.

Панорама – она и есть панорама, специфика – в широте, где известные произведения соседствуют с менее очевидными, а иногда попадаются раритеты. Тут впервые экспонируют рисунки Поповой к альбому 1921 года «Пространственно-силовые построения» из коллекции Иветы и Тамаза Манашеровых.

Однако в целом при нынешнем количестве работ на квадратный метр в какой-то момент внимание рассеивается на боковых сюжетах «до» и «одновременно с», и эту массу хочется проредить. Тем более что, например, при маркировании «точек бифуркации» в художественных процессах, когда охвачены кубизм-супрематизм-абстракция – и конструктивизм, разделяющие их линии, как оппозиция Татлина или Родченко Малевичу, остались смазаны.

Может быть, все это будет четче читаться в каталоге, он должен появиться к концу года (пока издана стилизованная под журналы времен авангарда брошюра с выдержками из ключевых текстов эпохи). Возможно, в будущих проектах почти каждую главу-сюжет теперешнего «Начала» можно разработать в автономную выставку. «Зотовские» экспозиционные планы еще не озвучены. Неизвестно и то, будет ли «Зотов» сотрудничать с Энциклопедией авангарда, чьи выставки за последние годы остаются в числе главных событий, касающихся этого периода. Независимо от размаха, с которым новую площадку запустили, – первую музыкальную программу сформировал оркестр Теодора Курентзиса musiAeterna, идею первой выставки предложил куратор Дмитрий Озерков, – главное, как все это разовьют. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2169
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2078
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14033
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9110

Другие новости