0
4143
Газета Культура Интернет-версия

07.12.2022 16:28:00

Метаморфозы и отражения под сводами ГЭС-2

В пространстве бывшей гидроэлектростанции впервые прозвучал орган

Тэги: гэс2, музыка, фестиваль


гэс-2, музыка, фестиваль Фото Аня Тодич\пресс-служба ГЭС-2

В Доме Культуры ГЭС-2 активно проходят концерты и фортепианный «Рахманинов-фест», недавно открылась третья часть проекта звуковых инсталляций «Настройки», а теперь состоялся первый в истории органный концерт. Органистка и музыкальный критик Евгения Кривицкая представила программу «Метаморфозы и отражения», предложив исследовать диалог музыки и архитектуры. Безусловно, этот концерт давно уже напрашивался быть. Гигантское пространство бывшей гидроэлектростанции акустически идеально подходит для мощного звучания органа – и такой контекст не вызывает противоречий, ведь на этом инструменте давно уже играют не только в соборе. Кстати, архитектор Ренцо Пьяно сравнивал ГЭС-2 с базиликой, а главный Проспект – с центральным нефом.

Специально для концерта на его площадке установили электронный инструмент, обладающий уникальными тембрами. Публика, расположившаяся на ступеньках и в креслах на двух этажах здания, могла погрузиться в сакральную атмосферу, закрыть глаза и буквально впитывать эту плотную звуковую массу: загадочности и таинственности происходящему добавляли световые эффекты, озаряющие орган и своды ГЭС-2. Евгения Кривицкая, автор идеи концерта, выстроила программу парным образом – старинная музыка соседствовала с современной, позволяя тем самым не только услышать их стилистические контрасты, но и обнаружить некие внутренние связи между ними. Краткие комментарии органистки об исполняемых сочинениях нисколько не нарушили концепцию вечера. Наоборот, было любопытно узнать, скажем, о том, почему Прелюдия ми-бемоль минор Баха из «Хорошо темперированного клавира» у исполнительницы ассоциируется… с Родионом Щедриным (композитор признался ей, что слушал это органное переложение ночью, под сенью звезд). И без какого-либо пояснительного слова неподготовленной публике было бы сложно воспринимать специфическое звучание органа – все же, с III века до нашей эры по сей день его искусство мыслится как элитарное.

Хоральные прелюдии Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ («Взываю к Тебе, Господи») и Wenn wir in höchsten Nöten sein («Когда мы в бедствии большом») Баха создавали возвышенную, неземную атмосферу, объединяя индустриальное и сакральное в единое целое. Если в баховских шедеврах Кривицкая выстроила интимный, камерный разговор с пространством и публикой, то в музыке Генделя подчеркнула помпезное, торжественное звучание органа – особенно, в «Аллилуйе» из оратории «Мессия», которую, конечно же, слышал каждый присутствующий. В «Литании» Эльмира Низамова орган воспроизводил короткие молебные воззвания, повторяемые каждый раз с новой силой. Чувство ностальгии и какой-то щемящей тоски возникло во время исполнения пьесы Микаэла Таривердиева «Домский собор» из кинофильма «Старомодная комедия» – возможно, прежде всего, по образу величественного храма в Риге, в который сегодня уже трудно попасть. «Тривиум» Арво Пярта – три монументальные органные вариации – прозвучали несколько отрешенно и ровно. Кривицкая наполнила внешнюю звуковую статику особой эмоциональностью, каждая фраза, как и мыслил Пярт, действительно обладала собственным дыханием. А в четырех пьесах из сюиты «Танцы плеяд» Такаси Ёсимацу ощущалась некая звуковая пластичность, причудливое, словно хаотичное движение фраз: композитор использовал здесь частую смену метра и размера. В пьесе «Загадки Нострадамуса» Давида Кривицкого тихие, едва слышимые звуковые вибрации окрашивались в самые разные динамические оттенки, все это сопровождалось «полетом» световых лучей в стратосферу – магия, да и только. В тот вечер орган по-настоящему предстал в самых разнообразных метаморфозах и отражениях, вступив в органичное взаимодействие с пространством и акустикой. Словом, первый «полет в космос» в ГЭС-2 состоялся успешно – ждем следующий!


Читайте также


Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
580
Музыка Чайковского – к юбилею Зала Чайковского

Музыка Чайковского – к юбилею Зала Чайковского

Ирина Муравьева

Флагманская сцена Московской филармонии отмечает 85-летие

0
2819
Как правильно сходить с ума

Как правильно сходить с ума

Игорь Сид

Игорь Лёвшин о термометрах, иероглифах, видеопоэзии и аудиобогатствах

0
3282
Магический кристалл поэзии

Магический кристалл поэзии

Борис Илюхин

«Пятый элемент души» был найден членами секции «Старая Школа»

0
619

Другие новости