0
4741
Газета Культура Интернет-версия

18.12.2022 18:38:00

Встреча Чайковского и Моцарта на Онеге

Фестиваль молодых оперных певцов Opera Vita в четвертый раз прошел в Петрозаводске

Тэги: фестиваль, оперные певцы, концерт, петрозаводск


фестиваль, оперные певцы, концерт, петрозаводск Концертное исполнение – своего рода репетиция перед премьерой спектакля «Свадьба Фигаро», которая пройдет в следующем году. Фото предоставлено пресс-службой театра

Концертным исполнением оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта на русском языке под управлением Михаила Синькевича завершился четвертый фестиваль молодых оперных певцов Opera Vita в Музыкальном театре Республики Карелия. В этот раз форум расширил привычный формат, включив в свою орбиту и круглый стол директоров российских музыкальных театров по актуальным проблемам репертуарной политики, национальному репертуару, качеству премьер, вопросам копродукций и внутрироссийского сотрудничества, и презентацию книги Ады Айнбиндер «Неугомонный фатум» о Петре Ильиче Чайковском в серии «ЖЗЛ», состоявшуюся в Национальной библиотеке.

Главный оперный фестиваль Карелии, ближайшие к которому можно найти только летом в Петербурге или Хельсинки, проводится в начале первого зимнего месяца по двум основным причинам, прочно связанным друг с другом. Во-первых, чтобы показать петрозаводчанам и туристам (число которых за последние годы очень выросло) красоту зимней сказки на земле Калевалы, а во-вторых, чтобы от этой морозной красоты можно было содержательно, под звуки итальянской оперы согреваться в жарких лучах софитов.

Главным же согревающим фестивальным событием за четыре года стал гала-концерт молодых солистов, куда собираются лучшие голоса России. В этом году ими стали три солиста Мариинского театра – тенор Иван Гынгазов, сопрано Антонина Весенина и баритон Павел Янковский. После оперных раритетов, которыми запомнилась программа прошлого года, когда в Петрозаводске дебютировали сразу три молодых солиста из Молодежной программы Большого театра – Мария Мотолыгина, Виктория Каркачева и Алексей Кулыгин, в этот раз слушателям достались сплошные хиты русских и зарубежных композиторов. Программа концерта выстроилась из серий оперных фрагментов, куда вошли «Кармен» Бизе, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Риголетто» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, к которым добавились по одному номеру из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, «Ромео и Джульетты» Гуно, «Тоски» и «Турандот» Пуччини, «Алеко» Рахманинова.

Интересно было наблюдать, как закипает интерес публики, проникавшейся голосами, манерами, техникой, темпераментами, наконец, исполнительским искусством неизвестных прежде солистов. И если поначалу аплодисменты маркировали лишь хорошее воспитание вежливых слушателей, их приценивание–присматривание–прислушивание, то после ариозо Германа «Что наша жизнь» из «Пиковой дамы» Чайковского зал был взят бесповоротно. Это ариозо непривычно было слышать в начале концерта вместо более традиционного для него места под занавес или среди бисов, зато резкий скачок адреналина у слушателей уже не опускался до последних тактов арии Калафа из «Турандот», которую исполнил тот же тенор Иван Гынгазов. Его манера сочетает академическую выучку с природной живостью, норовящей отодвинуть рамки школы. Богатый голос певца с его нелимитированными верхами задиристо демонстрирует завороженной публике естество дыхания, звука, питающегося энергией стихий, напоенного соками земли. Такая степень владения голосом дарит ему крылья, сценическую свободу, интонационную гибкость, влияющие на натуральность вокальной речи, а значит, и на художественную правду: таким голосом не солгать.

Лирико-колоратурное сопрано Антонины Весениной покорило северный народец своими фейерверковыми кунштюками в куплетах куклы Олимпии из «Сказок Гофмана» Оффенбаха и каватине Розины из «Севильского цирюльника» Россини, где блеснула искусством импровизации, за которое ее бы высоко оценил и сам композитор. Ценность концерта заключалась в том, что все солисты были даны в возможном множестве ансамблевых сочетаний, рождая яркие комбинации тембров и темпераментов. Баритона Павла Янковского в арии Грязного из «Царской невесты» Римского-Корсакова, куплетах Эксамильо из «Кармен» Бизе и встречали уже как певца, полюбившегося в «Евгении Онегине», где он исполнил титульную роль.

Приглашенные звезды обогатили ансамблевый сплав в «Евгении Онегине», поставленном в этом театре Юрием Александровым. Для сопрано Марии Баянкиной, карельской дебютантки, впервые выступившей в этом спектакле, режиссерское видение рисунка роли Татьяны оказалось возможностью нового взгляда на хрестоматийный сюжет. Петрозаводским же оперным завсегдатаям было познавательно услышать новую для них Татьяну, чтобы сравнить со своими привычными родными солистками. Но едва ли не главным откровением спектакля стал лирический тенор Роман Арндт в партии Ленского. Каждый его выход вплоть до знаменитой дуэли и излюбленной теноровой арии «Куда, куда» наводил на мысль о том, что перед нами – явление в истории русских теноров, ее новая глава. Цельность и глубина исполнительской личности виделась и слышалась как в невероятном благородстве певческой манеры, ровности звуковедения, отточенности артикуляции, так и в красоте и аристократизме актерского жеста.

При всем блеске столичных звезд солисты Музыкального театра Республики Карелия ничуть не уступили им в вокально-драматическом мастерстве в концертном исполнении оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, премьера которой состоится в феврале. В руках режиссера Анны Осипенко и дирижера Михаила Синькевича они предстали идеальным ансамблем, на который безупречно, «как по нотам», была разложена партитура. Не столько интригой, сколько обещанием спектакля, полного находок и изобретательных интерпретационных решений, можно было счесть вздыбленные парики «безумного дня» на мужских персонажах и экстравагантные пышно-барочные прически на дамах. Музыка Моцарта не просто преобразила и одухотворила всех солистов, сколько приподняла их над землей, обыденностью и рутиной, унеся вслед за ними и восхищенных слушателей, которым преподнесли урок изысканнейших вокальных манер. О каждом из исполнителей после прививки Моцартом хотелось говорить как о большой звезде, потенциал которой далеко не раскрыт. 

Петрозаводск–Санкт-Петербург


Читайте также


Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
2541
Пианист Борис Березовский дал благотворительный концерт в музее «новый Иерусалим»

Пианист Борис Березовский дал благотворительный концерт в музее «новый Иерусалим»

Марина Гайкович

0
2658
ФЕСТИВАЛЬ  Vivacello

ФЕСТИВАЛЬ Vivacello

  

0
264
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
4175

Другие новости