0
4347
Газета Культура Интернет-версия

29.12.2022 15:27:00

«Московская премьера» сближает и вселяет надежду


На обсуждении фильмов. Фото автора

Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера», прошедший в четвертый раз, назвал победителей. Гран-при в конкурсе полного метра завоевала артхаусная драма «Поэт» казахского режиссера Дарежана Омирбаева. Среди короткометражных фильмов главным призом отметили мелодраму «Сын своего отца» Дастана Мадалбекова, Кыргызстан.

На открытии фестиваля была показана последняя, неигровая картина Алексея Федорченко «Монета страны Малави» – о кинорежиссере, актере, писателе Василии Шукшине, точнее, о мифологизации его образа на Алтае, а также вручены призы за вклад в международное кинематографическое сотрудничество. Их обладателями стали мастера – режиссеры Вячеслав Никифоров из Беларуси (снял такие известные телевизионные картины, как «Отцы и дети» по Тургеневу, «Палач» и др.) и Камара Камалова из Узбекистана. В рубрике «Специальное событие» была представлена ее новая картина, мелодрама «Дорога в никуда» – эмоциональное киноповествование о сложных взаимоотношениях пожилой одинокой актрисы и девушки из детдома. Гавхар приютила юную Лолу, а та совершила ряд серьезных проступков и в итоге разрушила не только собственную судьбу, но и жизнь своей благодетельницы.

В конкурсе полного метра приняли участие восемь картин. Открыл программу, отличавшуюся многообразием тем, жанров и стилей, российский фильм «Песни лета» режиссера из Якутии Дмитрия Давыдова. В этой остроумной артхаусной ленте с оттенком бесовщины фольклорные и мистические мотивы соединились в нечто яркое и жизнеутверждающее. Международное жюри киноведов и киножурналистов отметило «Песни лета» призом за новаторство и оптимизм в отображении национальных традиций. А официальное жюри конкурса полного метра удостоило картину специального упоминания за поиск новых форм киноязыка.

Специальным призом жюри за изобразительное решение был награжден Эмиль Гузаиров, художник картины «Тысяча грез» (Кыргызстан) режиссера Марата Сарулу, сотворившего вместе с ним завораживающее зрелище. Хотя очаровывает фильм не только необычностью киноязыка и художественным мастерством создателей, но и философским контекстом, переосмысляющим восточный и западноевропейский интеллектуализм.

Узбекистан (Каракалпакстан) представил на конкурсе картину с феминистским посылом под названием «Тенгиз» Мансура Васати Абдухаликова. Тенгиз – имя молодой женщины, преданной мужем и ставшей по его вине инвалидом. Однако героиня – отнюдь жертва обстоятельств, страдания закалили дух Тенгиз. В итоге она сумела организовать успешный пошивочный цех, в который привлекла и других женщин, пострадавших от домашнего насилия. Жюри конкурса полнометражных фильмов вручило приз за лучшую женскую роль актрисе Ситоре Фармоновой.

Отметили также лучшую мужскую роль – награда досталась юному актеру Мехроджиддину Сафару («Водный мальчик», Таджикистан, режиссер Файзулло Файзов). Он сыграл главного героя – мальчика, который живет в бедной рыбацкой деревне вместе с родителями, едва сводящими концы с концами, и всем сердцем привязан к водной стихии. Но в Кайраккумском водохранилище накапливается все меньше воды – как и рыбы. И перспектива Таджикского моря, как еще называют водохранилище, самая безрадостная... На этом фоне и разворачивается драматичная история подростка и его близких.

Столь же драматична судьба героев картины киргизского режиссера Таалайбека Кулмендеева «Продается дом», попавших в тиски долговых обязательств. Но режиссера волнует не столько социальный аспект как таковой, сколько проблема сохранения семейных ценностей. Ведь именно любовь и доверие между близкими людьми, взаимная поддержка дают нравственные силы для преодоления трудностей, кажущихся необоримыми.

Эта мысль, вероятно, актуальна и для казахских создателей тинейджерской драмы «Схема» (режиссер Фархат Шарипов). У пятнадцатилетней Маши, переживающей кризисный период взросления, сложные отношения с родителями. Она рискует стать «плохой девочкой» – прикладывается к спиртному, сближается с сомнительной компанией, которая вовлекает ее в нечистую игру. К счастью, Маше удается вырваться из порочного круга... Жюри Федерации киноклубов России отметило фильм специальным упоминанием за честный взгляд на мир подростка.

В программе конкурса была и черная комедия российского режиссера Юсупа Разыкова «Живитедолго» – картина своеобразная, гротесковая, с захватывающим детективным сюжетом о ряде загадочных самоубийств на заводе железобетонных изделий города N. Безусловно, фильм найдет своих зрителей, предпочитающих парадоксальные истории и психологические загадки.

Драма «Поэт», отмеченная Гран-при, – это размышление о непростых судьбах тех, кто выбирает путь бескорыстного служения поэзии, о вечной и непримиримой антиномии «поэт и сильные мира сего». В картине показаны параллельные судьбы двух поэтов – из прошлого и настоящего. Мысль создателей картины очевидна: ничто не изменилось в мире – поэт во все времена уязвим, незащищен. И иногда нужен крепкий нравственный стержень, чтобы устоять под давлением зла, не сломаться, не поддаться искушению.

Лауреат конкурса Дарежан Омирбаев и завершил фестиваль. Была показана видеозапись с его приветствием, а затем – короткометражная лента «Последний сеанс», суть которой определил сам режиссер: «Это фильм о трудной судьбе творческого человека, который должен быть готов нести крест неизбежного одиночества».

В конкурсе короткометражного кино было представлено двадцать две картины из девяти стран. Как отметила директор конкурсной программы короткого метра, сценарист, продюсер Александра Жукова, их объединяет тема тотального одиночества, ощущение потерянности, инакости в мире. «Возможно, это попытка авторов понять, проанализировать стремительно меняющееся состояние мира».

- Наш конкурс – молодежный, - говорит председатель жюри конкурса короткометражных фильмов, режиссер, сценарист, киновед Шарофат Арабова (Таджикистан). - Саша Жукова создает многоцветную мозаику, старается подбирать фильмы, выполненные в разной стилистике, но объединенные общими темами. В прошлом году были затронуты остросоциальные вопросы, в нынешнем – общечеловеческие, интроспективные проблемы. Пандемийная пауза заставила что-то пересмотреть, проанализировать, произошла переоценка ценностей. Каждая представленная в конкурсе картина бросает какой-то вызов – формой, темой, месседжем самого автора. Вызов киноязыку, традициям. К примеру, отмеченный нами за переосмысление традиций фильм «Эмма» армянского режиссера Мартина Матевосяна. Он поднимает серьезные проблемы, не занимаясь дидактикой. Пытается посмотреть на проблему с двух сторон. Это фильм о девушке, образ жизни которой не вписывается в традиционные армянские нормы поведения. Конфликт современности и патриархальных ценностей составляет основной смысл этой работы. Киноязык, работа с камерой, хореография длинных планов – все звучит в унисон, является единым целым. «Эмму» мы наградили спецпризом жюри. Второй спецпризполучила картина «У нас есть связь» российского режиссера Виктора Прокофьева. Это дебютная, но очень зрелая работа. Интересно наблюдение создателей за персонажами, то, как это снято. В фокусе внимания – любовная связь женщины за сорок и совсем еще молодого человека. Фильм напомнил кино новой волны, когда режиссеры брали двух персонажей и на основе их взаимоотношений строили сюжет. Мы отметили эту картину с формулировкой «за инопланетный взгляд на земное». Дополнительный приз – особое упоминание – мы присудили фильму «С собой» Никиты Сички. С формулировкой «за поэтичность неизбежного». Картина заставляет размышлять о глобальных вещах: есть ли жизнь после смерти, что мы унесем из этого мира ТУДА и какую память о себе оставим. Работа Никиты Сички понравилась своей поэтичностью, элегичностью, прекрасными актерскими работами. А Гран-при мы присудили фильму «Сын своего отца» (Дастан Мадалбеков, Кыргызстан). О восьмилетнем мальчике, который ведет себя как взрослый мужчина. В отсутствие родителей он абсолютно самостоятельный. Отец – дальнобойщик. Понравилось, как режиссер показал срез жизни, не чувствуется монтажных переходов, все очень органично. Вместе с режиссером мы словно подглядываем в замочную скважину за персонажами. В то же время мы понимаем, что он действительно сын своего отца. В фильме есть сцена единоборства – это игра, в то же время чувствуется обида мальчика на отца за его долгое отсутствие. И сыну хочется его перебороть. Отец любит ребенка, но больше озабочен устройством своей личной жизни, а мальчик чувствует себя обделенным вниманием. Тем более, что отец приводит новую жену – она беременна, и наш маленький герой все-таки будет для нее пасынком, а не родным сыном. Нам также понравилась картина российского режиссера Никиты Грушина «Один день Алисы». История девушки-наркоманки, которая пытается вернуться к нормальной жизни, выстоять в мегаполисе, остаться чистой в нравственном отношении. Она боится людей, держится отчужденно и в то же время, устроившись на работу в супермаркете, пытается найти общий язык с окружающими. Алиса кажется им странной, что создает проблемы общения. В хостеле она неожиданно получает подарок на день рождения. Девушку это удивляет: в большом городе, где много одиноких людей, кто-то проявил к ней внимание! Это заставляет Алису поверить в то, что не все потеряно, надежда есть – между людьми взаимопонимание возможно.

Прошло двадцать лет со дня первого фестиваля «Московская премьера», президентом которого был Алексей Баталов, и к этой дате была подготовлена насыщенная программа игровых, документальных, короткометражных, анимационных картин, снятых за два последних десятилетия.

Директор конкурсной программы полнометражных фильмов, киновед Евгений Майзель:

- Четыре года назад «Московская премьера» обрела международный статус. Художественный руководитель и генеральный продюсер фестиваля Вячеслав Шмыров создал его новую концепцию. Наша конкурсная программа подразумевает демонстрацию фильмов, снятых в России и на территории постсоветских республик. Есть страны, в которых пока небольшой объем кинопроизводства или вовсе ничего не производится. На «Московский премьере» представлены развивающиеся кинематографии. К примеру, Узбекистан, Таджикистан только набирают обороты. А вот Казахстан, Кыргызстан уже имеют развитое, интересное кино. У каждой страны, участвующей в нашем конкурсе, своя история кино, свой путь становления. Постсоветские республики все больше движутся в сторону копроизводства, сотрудничества с европейскими и азиатскими фондами уже на стадии запуска, подготовки проекта. Все меньше картин, существующих без участия этих структур, что определяет и дальнейший путь продвижения фильмов. Фестивалей в Москве проходит много, а мы должны убедить кинематографистов приехать именно к нам. Конечно, многое основано на человеческих отношениях, уже сложившихся контактах. Формирование программы всегда сложный и болезненный процесс. Но в какой-то момент видишь, что программа собрана и в ней даже есть некоторые рифмы, что-то переплетено между собой. Есть какое-то единство. Иногда его действительно удается достичь. В нынешнем же году конкурс не представляет эстетического единства, в нем представлены две линии: картины, условно говоря, реалистического направления и символические, фантасмагорические. Есть феминистский фильм «Тенгиз», социально-критическая драма «Продается дом». Жаль, что последняя осталась без призов. В этом году мне очень нравится решение жюри, все призы заслуженные, картины действительно их достойны. Фильмы менее опытных режиссеров ценны тем, что представляют, может быть, страну с очень маленьким объемом кинопроизводства. И их вклад в кинопроцесс ничуть не меньше и в чем-то даже больше, чем достижения представителей более мощной, отработанной индустрии. И еще. На нашем фестивале нет деления на игровые, неигровые картины или фильмы, принадлежащие территории постдока – жанра, в котором соединяются элементы документальности и постановочности.

На фестивале с успехом прошли и внеконкурсные показы: гала-премьеры – драмеди «Огонь» (казахский режиссер Айжан Касымбек), трилогии о ЖКХ россиянина Вячеслава Федорова, белорусской психологической драмы«Лето 1989» Владимира Козлова. Российский режиссер Лариса Садилова представила две свои картины –«Однажды в Трубчевске», показанную в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, и «Огород» (рубрика «Кино от Председателя»). Это органичное, как говорят, народное кино, интересное как киногурманам, так и широкой зрительской аудитории.

Режиссер Лариса Садилова, председатель жюри конкурса полного метра, выразила свое отношение к концепции фестиваля:

- У нее безусловно есть будущее, потому что культура должна нас сближать – именно это ее цель. И если не такой фестиваль, то какой же? «Московскую премьеру» я считаю важной, потому что нам нужно общаться, сотрудничать, знакомиться с творчеством других, ведь мы соседи. А фестиваль именно эту цель передо собой и ставит. В России приветствуют совместные постановки, просто нужно искать точки соприкосновения, какие-то общие темы. Может быть, в первую очередь, Россия должна предлагать, быть более активной в этом отношении. Кинофестивали очень увлечены европейскими странами, а не близкими республиками бывшего Союза. По-моему, даже «Киношок» отошел от тематики «кино стран СНГ». Так что «Московская премьера» сейчас единственная подобная площадка, и ее нужно всячески поддерживать и лелеять.

В рамках «Московской премьеры» состоялись: круглый стол по проблемам международного кинематографического сотрудничества в библиотеке-читальне имени И. Тургенева, душевный вечер в ГИТИСе, посвященный памяти Анатолия Папанова, увлекательнейшая экскурсия по киноконцерну «Мосфильм». Участники фестиваля посетили выставку «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие» в Еврейском музее и Центре толерантности.

Фестиваль был организован Фондом поддержки культурных и кинематографических инициатив «Два Андрея», продюсерским центром «М Премьера» при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ и Министерства культуры России.


Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1073
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
754
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
858
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
920

Другие новости