0
5080
Газета Культура Интернет-версия

17.01.2023 18:02:00

В столице России проходит международный конкурс вокалистов и концертмейстеров

Эстафета Хиблы

Тэги: хибла герзмава, москва, международный конкурс, вокалисты, концертмейстеры


хибла герзмава, москва, международный конкурс, вокалисты, концертмейстеры Церемония открытия конкурса: приношение певице. Фото Евгения Евтюхова предоставлено пресс-службой конкурса

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в эти дни превратился в единое конкурсное пространство. Одновременно на двух площадках – Основной и Малой сценах – соревнуются участники Первого международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава. Этот проект оперная дива задумала два года назад, решив лично выбрать новые имена оперных артистов со всего мира.

Блистательная карьера певицы началась после того, как великая Елена Образцова вручила ей Гран-при на Конкурсе Чайковского; теперь Герзмава хочет передать эту эстафету лучшему вокалисту нового поколения. На конкурс поступило свыше 700 заявок (организаторы изначально предполагали камерный формат и не ожидали такой цифры), а география стран оказалась внушительной. После заочного тура к первому очному этапу были допущены 39 вокалистов и 16 концертмейстеров, каждый соревновался не в привычной паре, а по отдельности (с приглашенным аккомпаниатором и певцом-иллюстратором соответственно). Общий призовой фонд конкурса составляет 6 700 000 руб. Обладатели Гран-при и первой премии получат не только денежные премии, но и возможность выступить в Большом и Мариинском театрах, «Геликон-опере», Московской филармонии, МАМТ, на фестивале Владимира Спивакова и даже записать сольный альбом на фирме «Мелодия».

У каждой категории участников есть жюри. У концертмейстеров это пианисты и педагоги с многолетним опытом (Евгения Арефьева и Екатерина Ганелина из Московской консерватории, Лариса Гергиева и Елена Федоренко из Мариинского театра). А состав жюри у вокалистов оказался необычным. В него вошли худруки театров и концертных залов: худрук МАМТ Александр Титель, худрук «Геликона» Дмитрий Бертман, худрук филармонии Алексей Шалашов, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин, кастинг-директор оперной труппы Большого Ольга Капанина, худрук оперной труппы Приморской сцены Мариинки Ирина Соболева. Профессиональные качества вокалистов оценивает одна Хибла Герзмава, она же председатель жюри: по сути, единственная, кто реально понимает уровень исполнения, особенности вокального аппарата и певческие нюансы. Складывается впечатление, что на конкурсе ищут не только уникальные голоса, покоряющие с первых же звуков, но и новые «кадры» для упомянутых организаций.

На торжественном открытии конкурса, где его учредительница выступила на пару с Ильдаром Абдразаковым, показав вокальный мастер-класс, участников представили публике. Солисты оперных сцен и пока еще студенты вокального факультета консерваторий от 18 до 35 лет, концертмейстеры театров и выпускники музыкальных вузов от 20 до 42 лет – все эти юноши и девушки в течение трех туров будут удивлять и жюри, и публику (события также транслируются онлайн). Что касается конкурсной программы, то у вокалистов в первом туре по настоянию Хиблы Герзмава обязателен Моцарт («это важная вокальная школа»); произведения XIX–XX веков и вокальная пьеса современных композиторов могут быть разными. На втором туре вокалист исполняет народную песню своей страны без фортепианного аккомпанемента и арию из оперетты; в «произвольную часть» программы входит дуэт с вокалистом-иллюстратором или с соперником. Третий тур – самый впечатляющий: 10 конкурсантов выступают в сопровождении симфонического оркестра, поют две любые арии и одну из оперы русского композитора (это касается и контратеноров, которым предложен ограниченный список меццо-сопрановых арий). У концертмейстеров всего два тура: в первом все также аккомпанируют Моцарта, во втором – читают с листа и работают с певцом над той или иной арией в режиме здесь и сейчас. Таким образом, вокалисты за эти дни продемонстрируют свое владение стилистически разным репертуаром, актерский талант перевоплощения в образ оперного героя, свое певческое техническое мастерство, концертмейстеры – умение аккуратно и органично создавать инструментальную поддержку голосу и в целом быть надежным партнером.

Первый тур уже позволил оценить общий уровень подготовки конкурсантов и выявить явных фаворитов. Если у концертмейстеров прослушивания оказались более-менее ровными – и даже отвалившаяся во время исполнения клавиша рояля не помешала Герману Таразанову продолжить аккомпанировать, – то у вокалистов разгорались самые настоящие страсти. Член жюри Ирина Соболева призналась, что им с коллегами едва ли не пришлось драться за полюбившегося конкурсанта, чтобы пропустить его во второй тур. В вокальных баттлах были и по-настоящему «образцовые» выступления, как, например, у Елизаветы Пахомовой с арией Марфы из «Царской невесты» или у студентки Московской консерватории Марии Лупаревой с арией Вителлии из «Милосердия Тита»; откровенно неудачные, как у Эльвиры Минибаевой (возможно, интонационные «промахи» возникли из-за волнения) и Гамида Абдулова, для которого ария Каварадосси из «Тоски» оказалась крепким орешком; неожиданно блистательные – 18-летний контратенор из Курска Артуш Полеян буквально покорил своим тонким, изысканным исполнением арии Клеопатры из генделевского «Юрия Цезаря в Египте». Результаты жюри, на удивление, совпали с мнением публики – негодования в соцсетях не наблюдалось. По итогам, во второй тур среди концертмейстеров прошли 10 человек, среди вокалистов – 19. Следующие оперные баталии пройдут также на сценах Театра Станиславского и Немировича-Данченко, а имена новых оперных звезд огласят 22 января на торжественном закрытии конкурса. 


Читайте также


Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Елизавета Авдошина

Новосибирский театр "Красный факел" выступил в столице РФ

0
532
Москва помогает участникам СВО и новым территориям адресно

Москва помогает участникам СВО и новым территориям адресно

Татьяна Астафьева

Столичные предприниматели отправляют в приграничные регионы технику, запчасти и гуманитарную помощь

0
363
Страна безоблачного счастья

Страна безоблачного счастья

Александр Матусевич

На сцене московской «Новой Оперы» с большими гастролями выступил Театр музыкальной комедии из Санкт-Петербурга

0
2421
Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Василий Матвеев

На выставке "Архитектура и мода. В потоке времени" представлены платья горожанок XVIII–XX веков

0
4225

Другие новости