0
4871
Газета Культура Интернет-версия

17.01.2023 18:08:00

Образ на грани изживания

В Московском музее современного искусства всматриваются в "Простые формы"

Тэги: ммси, современное искусство, выставка, простые формы, образ


ммси, современное искусство, выставка, простые формы, образ Фото сайта mmoma.ru

Среди российских институций Московский музей современного искусства был в авангарде регулярного пересматривания собственной коллекции с разных ракурсов. Взамен постоянной экспозиции много лет музей представляет долгосрочные проекты-аранжировки собрания, тематизируя его и показывая, что современное искусство дает огромное количество точек зрения на мир и на себя. В 11-й выставке кураторы Мария Доронина и Владимир Прохоров собрали произведения, связанные с тем, как в XX – начале XXI века было пересмотрено понятие «образ».

Терминология существует для удобства, но то и дело дает слабину. Слова «изобразительное искусство» охватывают и изображение как процесс, и его же как фиксацию облика, и образ как нечто не всегда с этой фиксацией связанное, что-то, что глубже простого изображения. Хороший термин, только недостаточный. XX век с его абстрактным, нефигуративным искусством, с перформативным переворотом, с концептуализмом, – этот термин расшатывал, задавая все новые вопросы о том, что можно изобразить, а что можно отражать лишь опосредованно, когда заданы траектория и интонация, но работу зритель достраивает в голове.

«Простые формы» намеренно сохраняют автономию разделов: тут не нарратив «от» «к» (от нарратива зачастую уходят и сами работы), а обозначение разных подходов в работе с образом. Тем не менее от первого к последнему залу проект идет как бы от дома к дому, словно беря в скобки сказанное между этими залами. Айни Тойфель родилась в Берлине в 1933 году, в 1945-м пережила бомбежки Дрездена, в 1966-м сделала литографии, напоминающие детские рисунки. Они и входят в серию «Вопросы ребенка»: «Почему так много разрушенных домов?», «Где люди, жившие в этих домах?». Ничего конкретного, ребенок на фоне зданий, почти наивная форма, которой и посвящен раздел. Во втором случае город попадает в главу рассуждений о движении и статике, об урбанистическом ландшафте как пространстве отчуждения. У Тимофея Парщикова что в промышленном фотопейзаже Магнитогорска, что в зимней московской перспективе с черно-белой окраиной, где единственным цветным пятном остался не менее тоскливый пейзаж, написанный на стене, – кажется, можно только потеряться, раствориться, не быть. Фотография здесь дает условную конкретность, пейзажи живут в вакууме времени.

От более четких, понятных трансформаций – связанных с «примитивной» формой, с созданием личных альтернативных универсумов, с аскетизмом образа и его уходом в геометрию, с приоритетом идеи над формой в концептуалистских практиках, с влиянием кинокадра на изобразительное искусство, – выставка движется к более широким проблемам. О том, например, насколько поддается «дешифровке» субъективное ощущение, личный опыт – или о том, насколько дистанция по отношению к представленному затуманивает восприятие образа.

В проекте объединены очень разные подходы к искусству и к тому, как вообще художник работает с образом. Он оказывается сгустком отчаяния, которое невозможно изжить, в скульптурах-знаках Вадима Сидура «Памятник концлагерю», «Павший на бегу», «Инвалид». Образ как молчание появляется в «Прозрачности. Квадрате» Олега Кулика в зале о геометризации форм. Навязшие в памяти воспоминания о «Черном квадрате» как наивысшем, супрематическом искусстве теряют актуальность вместе с иронической заменой материала. Прозрачный пластик превращает работу в отражение того, что вокруг – и это «вокруг» может оказаться пустотой. Образ как отклик на имперские амбиции у Тимура Новикова превратился в серию с памятниками пионерам в пышных обрамлениях, у Гриши Брускина стал таблицей культурных стереотипов, типажей, окаменевших в памятники, – один мечтает о Coca Cola, другой отмечает дружбу народов, третья идет с пулеметом наперевес, а у Рината Волигамси этот отклик показал сюрреализацию пятиконечной звезды, прирастающей все большим числом «щупальцев».

XX век кардинально изменил оптику и облик того самого «изобразительного искусства», поскольку одним из лейтмотивов времени стал разговор о травме. Как известно, этот же век понял, что именно изобразить травму зачастую невозможно. Неадекватно. К этому вопросу возвращаются разные произведения «Простых форм», по-своему на него отвечает Елена Ковылина перформансом 2005 года «Мадонна со скрипкой». Пока у нее за спиной девушки возвышенно поют, Ковылина держит скрипку на коленях, когда все замолкают – разбивает ее. Привычным, «прежним» языком реагировать на современность уже нельзя. «Простые формы» смотрят, как меняется и понимание образа, и его восприятие. Образ – это вопросы, которые мы способны задать. 


Читайте также


Лукашенко велел ценам не скакать

Лукашенко велел ценам не скакать

Дмитрий Тараторин

Глава Белоруссии сделал важные кадровые назначения и рассказал, как бороться с "размазней"

0
1070
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2151
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2064
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14024

Другие новости